УСТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И ПРИЧИН АВАРИЙ БОЛЬШИХ ДЕРЕВЬЕВ Лыкова Теория и практика

Жизнеспособность Жизнеспособный

Без стыда оборачивать в свою пользу неблаговидную

ситуацию — это и есть жизнеспособность.

Жизнеспособность наших желаний амортизирует наше поведение.

Человек мечтает улучшить жизнь настолько, чтобы жизнеспособность была уже не нужна.

Жизнеспособность как качество личности – способность сохранять, поддерживать свою жизнь, существовать, развиваться, приспосабливаться к условиям среды.

Однажды осенью стало так холодно, что у маленького воробья очень замерзли крылышки, и он не смог лететь дальше. Упал на дорогу и приготовился замерзнуть. Он лежал и вспоминал всю свою небольшую жизнь и прощался с ней. В это время по дороге проходила корова и нагадила на воробья. Воробышек поначалу разозлился на корову, но потом отогрелся внутри теплой лепешки и радостно зачирикал. Рядом проходила кошка. Она услышала воробья, достала его и съела. Мораль: Не всегда тот, кто на тебя нагадил – твой враг. И не всегда тот, кто тебя из дерьма вытащил – твой друг. И если тебе тепло и хорошо, то сиди и не чирикай.

Жизнеспособность – степень живучести и приспособленности человека к жизни, к резким перепадам условий жизнедеятельности. Данное качество личности проявляется в тесной связке с выживаемостью, стойкостью, устойчивостью, оптимизмом, позитивизмом, словом, длинным рядом качеств личности, отвечающих за жизнестойкость и долговечность существования такой сложнейшей системы как человек. Система жизнеспособна, если она адаптивна и устойчива, самоидентична, полезна и пригодна.

Анекдот в тему. На уроке. Тема про выживаемость и жизнеспособность: — Дети, что бы вы взяли с собой на необитаемый остров, чтобы там хорошо обустроиться? Петя: — Я бы взял с собой горсть зерна, чтобы навсегда обеспечить себя хлебом! Толя: — А я бы взял ружье и рыболовные снасти, чтобы обзавестись рыбой и мясом! Вася: — Я бы взял подружку для секса и виноградную лозу для организации винного производства, чтобы было всегда хмельно и весело. — Ну, а ты Вовочка? — А я бы взял с собой Петю, Толю и Васю!

Сама по себе жизнеспособность представляет системное качество личности, элементы которой создают органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека, позволяющее оптимально использовать имеющиеся ресурсы организма для реализации своих целей, намерений, желаний, позитивного самовыражения в рамках конкретного культурно-исторического социума.

Жизнеспособный человек сто раз подпишется под словами Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»». Поэтому он может пережить суровые нечеловеческие условия существования, от которых может содрогнуться самый циничный ум. Вот известный всем «дневник» Тани Савичевой — листки из старой записной книжки, которые лежат ныне в Музее истории Ленинграда. На листках — короткие записи, сделанные детской рукой: «Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г. Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Через несколько дней Таню взяли в детский дом. Потом эвакуировали. 1 июля 1944 года Таня тоже умерла…

Вспоминает И.М. Ильинский. Ему было пять лет, когда началась блокада. Наша семья прожила в блокадном Ленинграде 323 дня — с самого ее начала, всю самую страшную холодную и голодную зиму 1941–1942 годов до эвакуации 23 июля 1942 года. Что такое война, блокада, пятилетний ребенок понять не может. Он просто переживает то, что несет с собой быт.

На всю свою жизнь я запомнил невероятно громкий, отвратительный по звуковой гамме вой сирены — знак начала очередного налета немецких бомбардировщиков и несущийся из черного репродуктора громовой мужской голос, от которого и сейчас, если закрою глаза и «включу» свою дальнюю память и воображение, становится жутко: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!». Сирена воет, голос громыхает, люди сломя голову несутся в бомбоубежище, дети плачут. Бомбоубежище тесное, плотно набито человеческими телами. Душно. Пахнет сырым бетоном, мочой и… Много детей и стариков. Полутемно. Потом все затихают — слушают, что происходит там, наверху. Тишина в бомбоубежище прерывается то детским плачем, то чьим-то стоном или шепотом. Где-то громыхает. Иногда совсем близко, так, что мы чувствует сотрясение земли. Время тянется тревожно и долго… Сколько? Не знаю. И вот все стихает. Что значит эта тишина наверху? Налет закончен или это просто перерыв перед новой волной атаки? Томительное ожидание… Наконец тот же мужской голос, уже другим, не страшным тоном, извещает: «Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги. ». Люди с облегчением от страха пережитого расходятся по квартирам, чтобы вскоре, иногда через час, снова услышать жуткий вой сирены и голос: «Воздушная тревога. ». В некоторые дни тревога объявлялась пять, шесть, восемь, а то и десять раз.

Мама рассказывала, что потом, привыкнув, многие уже не прятались в бомбоубежищах: кто-то играл со смертью от храбрости или отчаяния, а многие потому, что просто не было сил бегать туда-сюда. Голод делал свое дело: люди таяли на глазах, их просто с каждым днем становилось все меньше и меньше.

Характерно, что во время блокады женщины оказались жизнеспособнее: из каждых 100 смертей в Ленинграде в этот период 63 приходились на мужчин и только 37 – на женщин. Голодные, истощенные ленинградцы замерзали в своих не отапливаемых квартирах. Первыми умирали одинокие пенсионеры, которым некому было помочь. Находили иногда где-нибудь на чердаках «буржуйки» от первых лет революции, а потом наладили их производство. Топили мебелью, паркетом, тряпьем, старой обувью, матрацами. Спали не раздеваясь. Месяцами. Живые рядом с умершими. Те, у кого еще находились силы, старались отвезти своих покойных родственников на санках на кладбища, где были вырыты огромные братские могилы. По пути, выбившись из сил, умирали сами.

Смертность среди детей в возрасте до 14 лет была ниже смертности взрослых. В январе и феврале 1942 года она соответственно составляла 15% и 18,6% общей смертности. Не случайно. Многие дети выжили, прежде всего, потому, что взрослые (матери и отцы, дедушки и бабушки) в каждой семье спасали в первую очередь детей. Особенно женщины — матери, бабушки. Свою мизерную пайку хлеба и последние крохи любой еды они отдавали малышам.

Так было и в нашей семье. Семья наша состояла из пяти человек: мамы, которой в начале войны и в первый, самый смертный год блокады было 38 лет; папы, которому было 35 лет; моего старшего брата Олега, которому было 14 лет; моей младшей сестры Ирины, родившейся 19 мая 1939 года; и меня, которому 28 июня 1941 года исполнилось 5 лет. Положение усугублялось тем, что папа, работавший на Металлическом заводе им. И.В. Сталина начальником цеха, как и все руководители, находился на заводе круглосуточно, появлялся дома, как говорила потом мама, буквально на 2–3 часа раз в полтора-два месяца. Олег учился (хотя лучше сказать, работал) в ремесленном училище, там питался и ночевал, приходил домой очень редко. Получалось, что у мамы на руках было два малыша, которым невозможно объяснить, что такое война и блокада, но которых надо было кормить. Как и многие (увы, не все) матери, она подкармливала нас за счет своего иждивенческого суточного пайка в 125–200 граммов и быстро теряла силы. Скоро мама слегла и несколько месяцев, вплоть до эвакуации, совсем не вставала с кровати. Иногда домой из училища прибегал Олег. Он ходил отоваривать карточки, ухаживал за нами как мог. Наверное, и я по подсказке мамы приглядывал за Ириной. Я этого не помню. От той поры память сохранила несколько «картинок».

Читайте также:  Заусенцы у ребенка причины и лечение, последствия и профилактика

…Помню, как мама, когда она еще ходила, положив на стол три кусочка хлеба, резала каждый из них на три части и говорила: «Это — завтрак, это — обед, это — ужин». Кусочки были маленькие, а когда их делили на три части, становились совсем крошечными. Мама учила меня, что хлеб нельзя откусывать, его надо отщипывать по крошке, класть в рот и не глотать сразу, а сосать. Теперь я думаю, что ей казалось, будто так наступает ощущение сытости. Завтрак, обед и ужин происходили в строго определенное время, ожидание которого, наверное, и составляло смысл всей моей детской жизни. От этой привычки — отщипывать кусочки и класть их в рот, а не откусывать хлеб — я не мог отвыкнуть очень долго, многие годы. Да и сейчас, по-моему, не избавился до конца. Иногда, когда у меня в руках хлеб и я вдруг о чем-то глубоко задумаюсь, ловлю себя на том, что я отщипываю махонькие кусочки, механически кладу их в рот и сосу…

…Помню, как наша семья встречала Новый, 1942 год… С нами был наш папа. Помню это как факт, который, видимо, очень поразил меня: наконец-то за долгие месяцы я увидел своего папу. Хотя лицо его знаю только по фотографии. И никаких ощущений от его объятий или поцелуев, никаких слов и запахов. Зато помню, что в тот раз он принес большой кусок «дуранды» (подсолнечный жмых), из которого сделал какую-то кашу, и она стояла на столе в штампованной алюминиевой тарелке, принесенной им с завода. Тарелка эта потом еще долго существовала в нашей семье. Еще папа приготовил «тюрю», то есть накрошил хлеба в кастрюлю с горячей водой. Наверное, на столе была еще какая-то еда: работникам оборонных заводов было положено усиленное питание, и отец, когда приходил домой, приносил что-то из сэкономленного им, чтобы подкормить нас с Ириной и маму. Но я запомнил «дуранду» и «тюрю». Может, потому, что, как потом говорила мама, когда уже близился Новый год, объявили воздушную тревогу. Папа почему-то решил, что мы не пойдем в бомбоубежище. Возможно, чтобы не оставлять лежащую в кровати маму.

Началась бомбежка. Неожиданно раздался страшный взрыв. Как потом оказалось, бомба упала у нас во дворе. В нашей комнате вылетели все стекла. «Коптилка» (или «керосинка», как ее еще называли) погасла. «Буржуйка» устояла. Но стол, на котором была еда, перевернулся, «дуранда» и «тюря» разлились по полу. Из нас никто не пострадал, но я и Ирина, как говорит мама, очень долго орали от страха. Потом, после отбоя, папа с Олегом вслепую чем-то заделали окна, затянули щели специальной плотной черной бумагой. Зажгли «коптилку» и нам разрешили собирать и слизывать с пола «дуранду», подбирать и есть крошки мокрого хлеба.

…Помню, как однажды я почему-то зашел в одну из квартир нашего дома, дверь в которую оказалась открытой. Как потом сказала мама, там жил очень добрый человек, врач по профессии. В первой комнате было очень холодно и пусто. В следующей комнате на кровати лежали два старых человека — мужчина и женщина. Я подошел и потрогал их. Они не шевелились и не дышали. Мертвые.

…Помню, как человек, который жил в смежной с нами квартире, однажды начал стучать нам в стенку и страшным голосом кричать: «Дайте хлеба! Дайте хлеба! Дайте хлеба. » Я и Ирина громко плакали. Мама тихим голосом пыталась успокоить нас и плакала сама. Человек кричал долго. Сначала громко, потом все тише, тише… На следующий день я зашел в эту комнату. Человек был мертв.

…Помню, как потом (через сколько дней, не знаю) этого человека и доктора с женой выносили из дома, а я почему-то оказался у выхода. Было холодно. Трупы побросали в грузовик и увезли. Теперь из литературы я знаю, что это было обычное дело: ленинградцы вымирали целыми семьями и лежали какое-то время в холодных квартирах. По логике вещей должны были умереть и я, и Ирина. Но сначала нас спасла мама. Потом — советская власть.

Критерии живорожденности и жизнеспособности

Перинатальном и неонатальном периоде.

Понятие о периодах внутриутробного развития плода,

У детей первых четырех недель жизни,

· реабилитация больных новорожденных,

· создание в неонатальном периоде условий, необходимых для формирования состояния здоровья во всей последующей жизни человека.

Антенатальный (внутриутробный) период начинается с момента образования зиготы и заканчивается началом родов. С онтогенетической точки зрения антенатальный период целесообразно делить на эмбриональный, ранний фетальный и поздний фетальный.

Все развитие, начиная от созревания половой клетки (гаметы) до рождения зрелого плода, делят на два периода:

1) период прогенеза;

2) период киматогенеза (от греч. kyema — зародыш).

Период прогенеза соответствует созреванию гамет (яйцеклеток и сперматозоидов) до оплодотворения.

Период киматогенеза — соответствует периоду от оплодотворения до родов. В нем различают три периода:

1) бластогенез — период от оплодотворения до 15 дня беременности. В этот период идет дробление яйца, заканчивается образованием эмбриобласта и трофобласта;

2) эмбриогенез — период с 16 дня до 75 дня беременности, идет основной органогенез и образуется амнион и хорион;

3) фетогенез — период с 76 дня (12 недель) по 280 день беременности, происходит дифференцировка и созревание тканей плода, образование плаценты, а также рождение плода. Фетогенез в свою очередь делится на:

· ранний фетальный период (76-180 день беременности);

· поздний фетальный период (181-280 день беременности).

Перинатальный период – начинается с 22 полных недель беременности (154 дня) и завершается на 7-й день после родов. Перинатальный период разделяют на три периода: антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный.

Интранатальный период – исчисляют от начала родовой деятельности до рождения ребенка.

Неонатальный период – начинается от момента рождения и заканчивается через 28 полных дней после рождения. В рамках неонатального периода выделяют:

· ранний неонатальный период (с момента рождения до 6 дней 23 ч и 59 мин жизни) и

Читайте также:  Синдром Аспергера Аутизм ФРЦ

· поздний неонатальный период (7 дней – 27 дней 23 ч 59 мин).

Живорождением называют полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, в случае наличия у него хотя бы одного из признаков жизни (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или явные движения произвольной мускулатуры), каждый продукт такого рождения считают живорожденным.

Критерии жизнеспособности плода: срок — 22 недели и более, масса тела — 500 г. и более.

Классификация новорожденных. Критерии доношенности, недоношенности и переношенности.

Доношенный ребенок — родившийся при сроке беременности от 37 до 42 недель беременности. Большинство доношенных имеет массу тела более 2500г и длину тела более 46 см, при этом он может родиться как зрелым, так и незрелым.

Недоношенным считают ребенка, родившегося до окончания 37-й недели беременности. Большинство недоношенных детей следует относить к незрелым. Условно выделяют 4 степени недоношенности.

Переношенный новорожденный – это ребенок, родившийся по истечении 42 нед. беременности. Морфологические признаки переношенности – сухость, шелушение, мацерация кожи, прокрашивание меконием пуповины, оболочек последа, наличие ядер окостенения проксимального эпифиза большеберцовой и плечевой кости.

Независимо то гестационного возраста на основании результата первого взвешивания выделяют следующие категории детей:

· ребенок с низкой массой тела при рождении (НМТ) – ребенок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 2500г;

· ребенок с очень низкой массой тела при рождении (ОНМТ) – ребенок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1500г;

· ребенок с экстремально низкой массой тела при рождении (ЭНМТ) — ребенок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1000г.

По показателям физического развития при рождении можно выделить следующие группы детей:

· новорожденные с крупной массой (как правило, и с большим ростом), превышающей долженствующую по гестационному возрасту (БГВ);

· новорожденные с нормальным для своего гестационного возраста физическим развитием (СГВ);

· новорожденные с низкой массой по отношению к гестационному возрасту. В эту группу включаются новорожденные с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР) как с гипотрофией, так и без нее (МГВ).

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 10408 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Экспертиза трупов плодов и новорождённых

Экспертиза трупов плодов и новорождённых : Методические рекомендации / Колкутин В.В., Кира Е.Ф., Баринов Е.Х. [и др.]. — М.: РЦСМЭ, 2002.

Экспертиза трупов плодов и новорождённых / Колкутин В.В., Кира Е.Ф., Баринов Е.Х., Филатов В.В., Ноздряков К.В., Русакова Т.И., Смирнова Т.В. — 2002.

библиографическое описание:
Экспертиза трупов плодов и новорождённых / Колкутин В.В., Кира Е.Ф., Баринов Е.Х., Филатов В.В., Ноздряков К.В., Русакова Т.И., Смирнова Т.В. — 2002.

код для вставки на форум:

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТР СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

Экспертиза трупов
плодов и новорождённых

Методические рекомендации подготовили: доктор медицинских наук полковник медицинской службы В.В. Колкутин; доктор медицинских наук профессор полковник медицинской службы Е.Ф. Кира; кандидат медицинских наук доцент Е.Х. Баринов; кандидат медицинских наук полковник медицинской службы В.В. Филатов; майор медицинской службы К.В. Ноздряков; Т.И. Русакова; Смирнова Т.В.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время военным судебно-медицинским экспертам и патологоанатомам всё чаще приходится сталкиваться с исследованием трупов плодов и новорождённых.

Следует отметить, что данный вид исследований, сопряжён с большими трудностями в распознавании морфологических изменений и в определении причины смерти. Это обусловлено особенностями физиологии и патологии раннего периода жизни человека. Аналогичные анатомические изменения, которые могут встречаться как в самых ранних периодах развития человека, так и в зрелом возрасте, могут быть следствием различных факторов, а одни и те же повреждающие факторы могут вызывать в различные возрастные периоды различную реакцию органов и тканей.

Поэтому исследование трупов плодов и новорождённых является одним из сложных видов экспертизы и диктует необходимость всесторонней, теоретической и практической подготовки судебно-медицинских экспертов в вопросах патологической морфологии и патологической физиологии новорождённых.

В связи с изложенным, мы сочли необходимым обобщить разрозненный материал по судебно-медицинскому исследованию трупов плодов и новорождённых для оказания методической помощи судебно-медицинским экспертам и патанатомам.

I. ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ТРУПОВ ПЛОДОВ И НОВОРОЖДЁННЫХ

В случаях обнаружения трупа новорождённого младенца всегда возникает подозрение в его насильственной смерти. Само исследование трупов новорождённых младенцев и плодов имеет свои особенности, как в отношении техники вскрытия, так и в решении специальных вопросов, которые обычно ставятся работниками правоохранительных органов перед судебно-медицинским экспертом. Как правило, при таких исследованиях полностью отсутствуют сведения о течении беременности и родов, о заболеваниях рожениц и состоянии ребёнка после рождения, так как труп может быть обнаружен случайно, при различных обстоятельствах. Мать обычно неизвестна, её личность устанавливают в процессе расследования. В таких случаях заключение судебно-медицинского эксперта нередко основывается лишь на результатах самого вскрытия трупа, дополнительных исследованиях и имеющихся сведениях. Бывают случаи, когда смерть новорождённого может наступить дома у женщины, скрывавшей беременность и роды, а также при родах на улице, в транспорте, в общественных местах. Когда женщину доставляют с мёртвым ребёнком в лечебное учреждение, часто возникает подозрение в его насильственной смерти. Однако смерть новорождённого может быть и ненасильственной, если она обусловлена родовой травмой, или наступила при самопомощи во время родов. Эти повреждения имеют свои особенности, должны быть известны эксперту и правильно им оценены. Следует различать раннюю, промежуточную и позднюю фетальную смерть, а в структуре младенческой смертности – перинатальную, раннюю неонатальную и позднюю неонатальную смертность, исходя из периодизации новорождённости.

  • Ранняя смерть плода – смерть до окончания 20 полных недель беременности.
  • Промежуточная смерть плода – смерть после конца 20 недель беременности, но ранее 28 недель беременности.
  • Поздняя смерть плода – смерть плода после 28 недель беременности, т.е. мертворождение.
  • Перинатальный период – от 22 недель гестации до 6 дней 23 часов 59 минут.

Неонатальный период длится от момента рождения до 28 дней жизни; в нем выделяют ранний неонатальный период – от рождения до полных 7 суток жизни (168 часов) и поздний неонатальный период – от 8 суток до 28 дней жизни.

Уголовный кодекс Российской Федерации (1996) предусматривает особую статью (ст. 106) за убийство матерью своего новорождённого ребенка во время или сразу же после родов, а равно за убийство матерью новорождённого ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Исходя из этого, при проведении исследования судебно-медицинский эксперт обязан решить ряд специальных вопросов, таких как:

  • — был ли младенец новорождённым;
  • — были ли он доношенным (зрелым);
  • — какова продолжительность его внутриутробной жизни;
  • — родился ребенок живым или мёртвым;
  • — был ли новорождённый жизнеспособным;
  • — какова продолжительность его жизни после рождения;
  • — оказывалась ли ему необходимая помощь, осуществлялся ли за ним надлежащий уход;
  • — какова причина его смерти.

II. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ТРУПА НОВОРОЖДЁННОГО

В судебно-медицинской практике встречаются случаи обнаружения трупов плодов и новорождённых в самых различных местах: лесных массивах, водоёмах, выгребных ямах, на свалках, в мусорных контейнерах, на лестничных клетках, чердаках, в подвалах и т.п. При криминальном прерывании беременности, а также при детоубийстве, преступники нередко выбрасывают труп плода, новорождённого ребёнка, не захоронив его надлежащим образом. Подобные случаи в практике судебно-медицинских экспертов встречаются достаточно часто.

Читайте также:  Почему не начинаются месячные Живот не болит, месячные не начинаются, что делать Почему не приходят

Место обнаружения трупа плода или новорождённого ребёнка нередко является местом, где наступила смерть или произошло убийство. Трупы плодов и новорождённых детей находят в целлофановых пакетах, хозяйственных сумках, чемоданах, картонных коробках, нередко завёрнутыми в газеты, бумагу, простыни, наволочки, клеёнку, а также в различные предметы одежды: комбинации, ночные рубашки, блузки, юбки, трусы и т.д. Встречались случаи, когда трупы новорождённых детей находили в камерах хранения автобусных, железнодорожных и речных вокзалов, в аэропортах и т.п.

Осматривая вещи, обнаруженные вместе с трупом необходимо детально их описать. Следует тщательно искать и подробно описывать различные надписи, штампы, метки, по которым можно установить принадлежность данных вещей, а, следовательно, определить, кому принадлежит труп. Необходимо указывать, из какого материала изготовлены вещи, расцветку ткани, а по возможности и фасон обнаруженной одежды.

Вещи, в которые был завернут труп новорождённого ребёнка, и предметы, находящиеся с ним, необходимо сохранять и передавать органам следствия.

На месте обнаружения трупа новорождённого ребёнка следует отмечать ранние и поздние трупные явления. Обращается внимание:

  • — на наличие или отсутствие последа (отделён или нет);
  • — как и чем перевязана пуповина, обрезана она или оборвана;
  • — наличие или отсутствие демаркационного кольца.

При описании детского места обращают внимание на отсутствие отдельных его долек. В обязательном порядке измеряют длину трупа плода или новорождённого ребенка, детально фиксируются обнаруженные на теле повреждения с указанием их формы, размеров и состояния окружающих мягких тканей. Нередко осмотр трупа плода или новорождённого ребёнка на месте его обнаружения дает много медицинских данных, позволяющих установить личность преступника.

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОРОЖДЁННОСТИ

В судебно-медицинской практике понятие новорождённости отличается от такового в педиатрии и акушерстве. Клиницисты говорят о периоде новорождённости, как о периоде приспособления ребёнка к условиям внеутробного существования. Он начинается после рождения ребёнка и продолжается в течение 28 дней после родов. За это время организм новорождённого вполне адаптируется к жизни вне организма матери. С судебно-медицинской точки зрения, новорожденность –– это короткий промежуток времени от момента рождения до конца первых суток. Это обусловлено юридическим определением убийства матерью новорождённого ребёнка. Признаками того, что ребёнок только что родился, являются:

  • — сочная, влажная пуповина;
  • — сыровидная смазка;
  • — родовая опухоль;
  • — помарки крови;
  • — меконий (первородный кал);
  • — наличие плаценты.

Некоторые из этих признаков сохраняются в течение нескольких дней после родов.

Послед – совокупность внезародышевых частей плодного яйца, обеспечивающая двустороннюю связь между плодом и организмом матери. Послед состоит из плаценты, плодных оболочек и пуповины, связанных в анатомическом и функциональном отношениях и выполняющих сложнейшие функции в течение беременности и родов.

Плацента (детское место) –– провизорный орган, образующийся во время беременности и обеспечивающий связь плода с организмом матери –– в некоторых случаях доставляется на исследование вместе с трупом новорождённого. Если она соединена с пуповиной, то это является доказательством новорождённости.

Пуповина –– шнуровидный орган, соединяющий плод с плацентой, через который осуществляется плодно-плацентарное кровообращение. У доношенного плода она обычно имеет длину 50 –– 60 см и толщину 1,5 –– 2 см. Пуповина у новорождённого обычно сочная, влажная, студенистая, перламутрового вида, белого цвета. У трупа пуповина подсыхает и может стать очень сухой. Пуповина живого ребёнка тоже подсыхает и через некоторое время отпадает. Поэтому нужно установить, высохла ли пуповина на трупе или это произошло физиологически, при жизни ребёнка. Если ребёнок родился живым, то к концу первых суток у основания пуповины, в области пупочного кольца, появляется реактивное воспаление в виде красноватой каймы (демаркационное кольцо). В этом месте пуповина отделяется и отпадает на 4-й –– 11-й день. Полное отсутствие демаркационного кольца, либо начальные признаки его образования несомненное доказательство новорождённости. Об этом также свидетельствует и ненарушенное соединение пуповины с последом. Патологические изменения пуповины могут быть причиной внутриутробной смерти ребёнка. Пуповина длиной до 100 см и более может обвить шею ребёнка (иногда, неоднократно). В случае обвития шеи плода пуповиной, при движении по родовым путям, может наступить задушение его от сдавления сосудисто-нервных пучков, органов шеи натягивающейся пуповиной.

Сыровидная смазка –– мазевидной консистенции, жирная белесовато-сероватая масса, покрывающая кожные покровы новорождённого. Как правило, скопления сыровидной смазки располагаются в подмышечных, паховых областях, на голове, в ягодичных складках. Один плод бывает густо покрыт сыровидной смазкой, другой –– в незначительном количестве. При хорошо проведенном туалете новорождённого она отсутствует.

Родовая опухоль –– серозно-кровянистое пропитывание мягких тканей предлежащей части плода (голова или ягодицы и мошонка). Она бывает хорошо выражена или незначительно, постепенно переходя в обычную окружающую ткань. На разрезах родовая опухоль имеет студневидный характер и красновато-желтоватую окраску. Она рассасывается обычно в течение 1 –– 2 суток. Если сжатие головки в родовых путях было длительным и сильным, может образоваться кровяная опухоль (кефалогематома) –– скопление крови под надкостницей чаще теменных, реже –– затылочной костей. В зависимости от величины кефалогематома рассасывается через 2 –– 4 недели.

Помарки крови на теле трупа плода –– свидетельство новорождённости, если они происходят из родовых путей матери (при отсутствии на её теле повреждений, которые могли бы быть источниками наружного кровотечения). Такие следы необходимо собирать (изымать) отдельно для определения их групповой принадлежности. Также необходимо брать кровь из сосудов новорождённого (плода).

Меконий (первородный кал) –– представляет собой тёмно-зеленую оливковую, густую, вязкую (изредка коричневатую или красноватую от примеси крови) массу, которая может быть обнаружена в толстой кишке, в области заднего прохода, на ягодицах и на бедрах. В первые двое суток меконий из кишечника удаляется, изредка задерживается до 3 — х суток. Состав мекония в различные сроки внутриутробной жизни различен, что может быть использовано для установления возраста плода.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕДОНОШЕННОСТИ, ДОНОШЕННОСТИ (ЗРЕЛОСТИ), ПЕРЕНОШЕННОСТИ

Под недоношенностью понимается рождение ребёнка при сроке менее 37 полных недель беременности, то есть, до 260 дня беременности.

Под доношенностью понимается рождение ребенка при сроке беременности от 37 до 42 недель беременности, то есть, между 260 и 294 днями беременности.

Под переношенностью принято считать рождение ребенка при сроке беременности 42 недели и более, то есть, на 295-й день и более.

Понятия доношенность и зрелость – нередко отождествляются, хотя это не совсем правильно. Это связано с тем, что практически все признаки и показатели доношенности одновременно свидетельствуют о зрелости. Как правило, доношенность и зрелость наступают одновременно к концу Х лунного месяца беременности (внутриутробной жизни). Однако бывают варианты, когда ребёнок доношенный и незрелый (при определённых патологиях).

Под зрелостью следует понимать степень физического развития плода к моменту родов. По мере увеличения срока беременности возрастает и степень зрелости плода, и по достижении 10-го лунного месяца плод обычно становится зрелым.

Ссылка на основную публикацию
Успокоительная смесь настоек из 5 компонентов валерьянки, пустырника, пиона, боярышника и корвалола
Валериана Пустырник Боярышник: состав, показания, дозировка, побочные эффекты Данный препарат относят к группе комплексных фитопрепаратов, оказывающих влияние на работу сердечно-сосудистой...
Упражнения при ишиасе седалищного нерва, программа из йоги
Ишиалгия Ишиалгия (Sciatica) - боль в пояснице, распространяющаяся по заднее-наружной поверхности бедра на голень и стопу. 6 главных причин образования...
УРДОКСА капсулы — инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания — Здоровье
Урдокса: как принимать лекарство, состав Группа лекарственных средств, основное назначение которых защищать клетки паренхимы печени от повреждений, – это гепатопротекторы....
Успокоительное надо принимать очень осторожно — Нижегородские новости
На грани нервного снова: россияне стали чаще покупать антидепрессанты Аптечные продажи антидепрессантов и успокоительных выросли на 12–15% относительно уровня прошлого...
Adblock detector