Уровни ОНР — общего недоразвития речи у детей

Общее недоразвитие речи

Общим недоразвитием речи называют отставание уровня речевого развития ребенка от возрастной нормы. У таких детей нарушено различение звуков и звукопроизношение, наблюдается недоразвитие фонематического слуха, они плохо усваивают навыки словообразования и словоизменения, у них малый словарный запас и проблемы со связной речью. Первые слова у детей с ОНР, как правило, появляются только к трем-четырем годам.

Логопеды НИАРМЕДИК советуют — коррекция общего недоразвития речи должна проводится на ранних этапах развития ребенка. Если в дошкольном возрасте не научить ребенка говорить правильно, в школьной жизни он может столкнуться с очень серьезными трудностями. Это сложности в овладении школьной программы, вторичные нарушения письма и чтения, личностные нарушения.

Если вы заметили у своего ребенка признаки общего нарушения речи, приводите его в отделения логопедии НИАРМЕДИК. Опытные специалисты про диагностируют вашего малыша, проанализируют причины речевого недоразвития, и дадут рекомендации по поводу коррекционной работы.

Звоните нам по многоканальному телефону и записывайтесь на прием на сайте.

Приём по адресу:
г. Москва, ул.Маросейка, д.6-8, стр. 4

Преимущества коррекции ОНР в клиниках НИАРМЕДИК

В коррекции общего недоразвития речи, нарушения звукопроизношения и других речевых проблем принимают участие не только логопеды-дефектологи. По показаниям вашего ребенка обследуют психологи, неврологи, стоматологи, отоларингологи. Узкоспециализированные врачи назначат комплексное обследование, обнаружат причину нарушения речи и разработают индивидуальную программу коррекции.

Высокая квалификация специалистов

Коррекцию нарушений речи проводят опытные логопеды (практический стаж работы многих из них превышает 15-18 лет). Компетентные специалисты регулярно повышают свою квалификацию в ведущих отечественных профильных центрах, постоянно участвуют в семинарах и конференциях, имеют печатные научные труды и используют в своей практике авторские методики преодоления общего недоразвития речи.

Особенности исправления ОНР

Диагноз общее недоразвитие речи ставят ребенку только после того как ему исполнится 4 года. При этом уровень интеллекта и слух у ребенка, при диагнозе ОНР, соответствуют норме.

Причины возникновения общего недоразвития речи у детей:

  • инфекции матери вовремя беременности;
  • ранний или поздний токсикозы (интоксикации);
  • родовые травмы или патология в родах;
  • травмы мозга впервые годы жизни ребенка;
  • заболевания ЦНС;
  • неблагоприятные условия воспитания и обучения.

Наблюдается несколько степеней нарушения речи, которые зависят от того, насколько нарушено формирование средств общения:

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Характеризуется отсутствием речи или ее элементов. «Высказывания» ребенка ограничиваются лепетом и звукоподражанием, вместо предметов он употребляет названия действий, и наоборот. Слова состоят из 1-2 слогов, фразовая речь отсутствует.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Помимо жестов и лепета появляются искаженные постоянные общеупотребительные слова. Связи между словами (в предложениях из двух, трех слов) грамматически не оформлены. Речь малопонятна из-за нарушения слоговой структуры слов и звукопроизношения.

Общее недоразвитие речи 3 уровня

При развернутой фразовой речи наблюдаются трудности при составлении предложений, отмечаются элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Со свободным общение наблюдаются сложности — в самостоятельной речи звуки, даже те, которые дети умеют произносить правильно, звучат нечетко.

Мы разработали для Вас специальные годовые программы наблюдения за здоровьем.
Услуги каждого пакета ориентированы на поддержание здоровья и профилактику болезней.

Годовые медицинские программы для детей

Детские годовые программы НИАРМЕДИК созданы для того, чтобы помочь родителям вырастить здорового ребенка! Программы разработаны для детей разного возраста и гарантируют качественную медицинскую помощь без очереди.

Годовые медицинские программы для взрослых

Взрослые годовые программы «С заботой о себе» разработаны для тех, кто ответственно подходит к своему здоровью. Программы включают: консультации терапевта, а также самых востребованных врачей-специалистов.

Программа ведения беременности

Сеть клиник НИАРМЕДИК предлагает будущей маме программу ведения беременности «Жду тебя, малыш!». Программа разработана с учетом передовых международных стандартов здравоохранения.

Диагностика ОНР

Первичные механизмы возникновения ОНР выясняют с помощью неврологического обследования. Обследование у невролога помогает поставить топический диагноз – определить локализацию поражения в нервной системе, и выявить основные нарушения в развитии и реализации речевых процессов. По результатам обследования определяется форма речевого расстройства.

Коррекционная помощь детям с ОНР

В своей работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, логопеды НИАРМЕДИК используют методики, направленные:

  • на развитие подражательной деятельности (повторение ранее услышанных звуков);
  • на развитие понимания речи;
  • на тренировку памяти и времени.

Специалисты проводят с детьми игры, способствующие координации речи с движением, развитию общей и мелкой моторики. На каждом занятиипроводят артикуляционную гимнастику, упражнения для профилактики зрительного утомления.

Для сохранения психической работоспособности и профилактики утомления у детей с ОНР логопеды-дефектологи на занятиях постоянно поддерживают такой эмоциональный настрой, при котором занятия проходят наиболее продуктивно.

Обращайтесь к логопедам вовремя!

Систематические занятия с логопедом и нейропсихологом позволяют, при раннем начале занятий, к 6-7 годам дошкольникам с общим недоразвитием речи выйти на уровень усвоения школьной программы.

Не откладывайте визит к специалисту! Звоните и записывайтесь на консультацию логопеда-дефектолога.

«РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНя

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Пата, Вова, Оля, Катя, вата и т. д. потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч с указательным местоимением: Это маленький мяч.

Это большой мяч распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.

Методика логопедической работы при моторной алалии (1 уровень ОНР)

Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.

Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:

 предложение из слов корней

 первые формы слов

 наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.

Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.

Основные задачи:

 Формирование мотивационной основы речевой деятельности

 Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка

 Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)

 Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению

 Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)

 Совершенствование неречевых процессов.

Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

Направления работы:

Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня

Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где. »)

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

 Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний)

 Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года

 Понятие об основных цветах

 Понятие о форме

 Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?)

 Совершенствование памяти (чего не стало)

 Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена)

Формирование доступного активного словаря . Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.

Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.

Планирование логопедических занятий

Перспективный план работы с детьми 1-го уровня ОНР.

Жужма А.Н. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 18 города Крымска, Краснодарского края (20 лет педагогического стажа).

Развитие понимания речи,

Развитие общей и мелкой моторики, подражательности, конструктивного праксиса. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Формировать внимание к неречевым звукам, развивать слуховое восприятие – игра “Где гремит?”

Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить.

Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).

Формировать умение отвечать на вопрос кто это?

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию гласных звуков А, У, преодолевать твердую атаку голоса – упражнение “Послушай и повтори”:

А-а-а! – мама качает малыша

Уа! Уа! – плачет малыш

О-о-ох! – стонет старая бабушка

Развивать сильный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Музыкальный пузырек”.

Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Узнай, кто это?”

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых — родителей и педагогов — помочь ему овладеть устной (и письменной) речью.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.

Специфика коррекционной работы в дошкольном учреждении заключается в формировании понятийного мышления, расширении познавательных возможностей воспитанников. Дети могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Ребенок обогащает свой лексический запас, грамматически правильно строит фразу при выражении определенной мысли.

Наконец, умело построенная коррекционная работа способствует формированию нормальной психической жизни ребенка.

Предлагаемое пособие состоит из четырех разделов, написанных разными авторами, под общей редакцией канд. пед. наук, доцента КПГУ П.Н. Лосева. Разделы «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней» и «Организация комплексной службы сопровождения ребенка со стойким специфическими расстройствами речи и выраженными нарушениями психики» составлены заведующим ДОУ 249 г. Красноярска В.И. Черных и учителем-логопедом высшей квалификационной категории А.Г. Барановой. Авторы раздела «Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы» — учитель-логопед ДОУ 249 г. Красноярска Е.П. Тимошенко и канд. пед. наук, доцент КПГУ П.Н. Лосев.

Авторы надеются, что данная книга поможет логопедам и педагогам ДОУ в их работе, столь необходимой в формировании физически и психологически здорового человека.

Характеристика групп детей с ОНР I, II, III уровней

Речевую группу «Общее недоразвитие речи I, II, III уровней» составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано группой ученых АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций.

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.

У детей этой группы отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения, например, при движении по словесной инструкции: прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обследуя детей, имеющих общее недоразвитие речи, психоневролог ставит им дополнительный диагноз — задержка психического или интеллектуального развития.

В данной речевой группе ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепета до развернутого ее состояния, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Работать над речью необходимо комплексно, поскольку нарушены все компоненты языковой системы: звукопроизношение, лексико-грамматическое оформление, связная речь, фонетико-фонематический слух.

Организация коррекционно-воспитательной работы с такими детьми требует не только тесной взаимосвязи всех сотрудников ДОУ (воспитателей, логопедов, психолога, руководителей физического и музыкального развития), но и взаимодействия их с врачами-специалистами, особенно невропатологом.

Общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

 Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.

 Пассивный словарь шире активного, однако понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.

 Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.

Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств.

 Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.

 Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но это не всегда удается.

 Дети начинают использовать фразы.

 Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь, возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.

 Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.

III уровень

 На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов.

 Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.

 В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

 Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР I, II, III уровней

В настоящем разделе определены основные задачи, выстроены направления и содержание работы приводятся примерные игры и задания, подобран вербальный лексический материал для пересказов, описаний, игр-драматизаций и диалогов. Все это позволяет установить тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми

Общее недоразвитие речи( ОНР).

ОНР-Это сложная система речевого нарушения, при которых страдают все компоненты речевой системы:

И как следствие связная речь.

ОНР может быть как самостоятельным нарушением, так и сопутствующим (алалия, дизартрия, афазия).

Этиология нарушения:

  1. Неправильное формирование речи в семье.
  2. Недостаточность речевого общения.
  3. Соматическая ослабленность.
  4. Раннее поражение ЦНС, в период раннего эмбриона.
  5. Наследственный фактор.
  6. Биллингвизм.
  7. Неблагоприятные социальные условия.
  8. Неблагоприятное течение второй половины беременности.
  9. Неблагоприятные роды. (гипоксия, травмы и т.д.)

Е.М.Мастюкова изучив клинический состав,выделила три группы:

  • неосложненные формы ОНР(явных нарушений цнс – нет, недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы)
  • осложненные формы ОНР(сочетается с рядом неврологических и психических симптомов.)
  • грубое недоразвитие речи(у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

Проявляется поздним появлением слов и фраз. Отстованием в формировании всех компонентов языка. Вторичное замедление формирования развития сенсорных, интеллектуальных процессов на фоне ограниченных возможностей здоровья.

Согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений (Р.Е.Левина 1957г), выделена категория детей с нормальным слухом и первично-сохранным интелектом, у которых оказываются несформированными все компоненты языковой системы.

С учетом степени выраженности ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития— «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития– начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития– появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития– остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.(Т. Б. Филичева, 2000 г.)

Психолого-педагогическая характеристика детей с 1 уровнем речевого развития.

Отсутствие общеупотребительной речи.

Особенности дисонтогенеза: стойкое и длительное отсутствие у ребёнка подражания.

Характеристика речи:

  1. Полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами:
  • отдельное лепетное звукообразование, которое сопровождается мимикой и жестами («коко — петушок» , «дада- дай»).
  • звукокомплексы используются для обозначения лишь конкретных предметов и действий.

2.При воспороизведении слов ребёнок сохраняет лишь корневую часть (» ку — кукла» , «гу- игрушка»).

3.Характерна многозначность слов — полисемантизм. Одним и тем же словом ребёнок обозначает несколько предметов:

  • Названия предметов ( » биби- машина, самолёт, руль» ).
  • Названия признаков предметов и действий (» кока- кукарекает, клюёт» ,» око- открыть окно, закрыть окно»).

Всё это указывает на ограниченность словарного запаса данной категории детей , поэтому ребёнок вынужден активно использовать жесты , мимику ,информацию. При этом дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию ,интонацию , жесты и мимику взрослого — это позволяет компенсировать недостатки развития импрессивной стороны речи.

4. Звуковое оформление одних и тех же слов носит непостоянный характер ( » карандаши- удас, адши» , » дверь- веть ,пиф» , » кухня — куня ,куста»)

5.Ограничена возможность воспроизведения слоговых элементов слова. Преобладают , одно- двухсложные образования в самостоятельной речи, более сложные слова сокращены (» пака ди -собака сидит» ,» ато -молоток», тя мако -чай с молоком»). В

В речи ребёнка впервые появляются словосочетания. Этим детям словоизменение недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух- трёхсложных слов, включающие звуки раннего и среднего онтогенеза (» дять- дать, взять«).

Появляются фрагменты существительных, прилагательных и глаголов (» босё- большой«).

Зачастую такие дети из-за ограниченности словарного запаса не понимают инструкций логопеда.

Дети с 1 уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5- 3 лет в условиях ясель , а с 3-7 лет в условиях детского сада сроком на 4 года. Ребёнок школьного возраста направляется в подготовительный класс школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.

Начатки общеупотребительной речи.

Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:

  1. Появляется простая фразовая речь ( «Матики датики каках — мальчики катаются на санках», » Исёк Усик иит асапи — Щенок Урзик сидит на цепи»).
  2. Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
  3. Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:

-сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);

-слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);

-личные местоимения( я, мы);

4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.

5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.

Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:

  1. Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
  2. Нарушение порядка слов в предложение — инверсия.
  3. Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
  4. Отсутствуют навыки словообразования.
  5. В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных. Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
  6. Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.

Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.

Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:

  1. Довольно большой словарный запас.
  2. Наличие правильно построенных предложений.
  3. Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
  4. Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических и лексико-грамматических нарушений.

Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:

  1. Неточное употребление слов («Положить похлёбку , вместо «Налить похлёбку»; «длинный кувшин, вместо» высокий кувшин»).
  2. Аграмматическое построение фраз:

-неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже («мухи кусал, журавль пришла, посадила. клетку»);

3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.

4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо «гребень» у петуха говорится» грива»).

5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо» вырезать» бумагу -» рвёт»).

6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:

-неправильное употребление глаголов;

-неправильное согласование в роде (» две ягода», » две стула» и т.д.);

-нарушение согласования в числе (» красненький флажки»);

-неправильное употребление падежных окончаний;

-дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.

7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.

-отсутствие звука или его замена;

-неправильное произношение звуков( горловое [p] , межзубное произношение свистящих и шипящих звуков):

9.Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:

-неправильное использование звуков (» телепаха-черепаха», «конвета-конфета»);

-опускание слогов и перестановка звуков(» кобалса-колбаса», «сетка-беседка»);

-добавление слогов(» тырава- трава»).

Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.

Коррекционно-развивающая работа для детей с ОНР. ( по Т.Б. Филичевой, Чиркиной Г.В.)

Для детей с 1 уровнем речевого развития:

Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплекс­ного систематического коррекционного воздействия опре­деляется возможностью компенсации речевого недоразви­тия на данном возрастном этапе.

Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта де­тей данной категории, режим дня и расписание занятий в младшей группе детского сада составлены таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осущест­влять коррекционную работу, а с другой — создавать опти­мальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников.

Логопедические занятия с детьми I уровня развития ре­чи проводятся индивидуально или небольшими подгруппа­ми. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владе­ют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специ­фических особенностей психической деятельности. Поэто­му первые занятия проводятся лишь в форме игры с при­влечением любимых кукольных персонажей.

Содержание каждого занятия включает несколько на­правлений работы:

  • развитие понимания речи;
  • развитие активной подражательной речевой деятель­ности;
  • развитие внимания, памяти, мышления детей.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изучен­ными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
  • называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, гла­за, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
  • обозначать наиболее распространенные действия (сиди,мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.)» некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные со­
    стояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
  • выражать желания с помощью простых просьб, обра­щений;
  • отвечать на простые вопросы одним словом или дву-словной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Для детей со 2 уровнем речевого развития:

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обу­чения детей 4 лет с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяю­щих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.

Логопедические занятия в средней группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые.

Учитывая неврологический и речевой статус дошкольни­ков, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.

В связи с этим индивидуальные занятия носят опере­жающий характер, так как основная их цель — подгото­вить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

  • активизации и выработке дифференцированных дви­жений органов артикуляционного аппарата;
  • подготовке артикуляционной базы для усвоения от­сутствующих звуков;
  • постановке отсутствующих звуков, их различению
    на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне

В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особен­ностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.

Содержание логопедических занятий определяется зада­чами коррекционного обучения детей:

  • развитие понимания речи;
  • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
  • развитие произносительной стороны речи;
  • развитие самостоятельной фразовой речи.

Выделяются следующие виды подгрупповых логопеди­ческих занятий по формированию:

  • словарного запаса;
  • грамматически правильной речи;
  • связной речи;
  • звукопроизношения, развитию фонематического слу­ха и слоговой структуры.

Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответ­ствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно, в со­ответствии с режимом дня в данной возрастной группе до­школьного учреждения.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  • узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наибо­лее ярко выделяемым признакам;
  • понимать простые грамматические категории: единст­венного и множественного числа существительных повелительного и изъявительного наклонений глаго­лов, именительного, родительного, дательного и вини­
    тельного падежей, некоторых простых предлогов;
  • фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
  • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • правильно употреблять в самостоятельной речи от­дельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • общаться, используя в самостоятельной речи слово­ сочетания и простые нераспространенные предложе­ния («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Ма­ша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у де­тей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

Для детей с 3 уровнем речевого развития:

Основными задачами коррекционно-развивающего обу­чения данного речевого уровня детей является продолже­ние работы по развитию:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств

  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками

письма и чтения.

На первом году обучения пятилетние дети с общим не­доразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для про­ведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий по фор­мированию:

  • связной речи;
  • словарного запаса, грамматического строя;
  • произношения.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обу­чения.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с парамет­рами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми рас­пространенными я сложными предложениями, вла­деть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагатель­ных от существительных и глаголов, уменьшитель­
    но-ласкательных и увеличительных форм существи­тельных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятель­ную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существитель­ных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме­ний и т. д.);
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и пе­чатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Читайте также:  Что это такое бактериурия – симптомы и лечение
Ссылка на основную публикацию
Упражнения при ишиасе седалищного нерва, программа из йоги
Ишиалгия Ишиалгия (Sciatica) - боль в пояснице, распространяющаяся по заднее-наружной поверхности бедра на голень и стопу. 6 главных причин образования...
Уколы и таблетки Дицинон инструкция по применению, цена, отзывы при маточных кровотечениях
Дицинон Классификация: В02ВХ01 Международное название: Dicynone Действующее вещество: Этамзилат Общее описание Аналоги Цена в аптеках Инструкция Инструкция по использованию препарата...
Уколы Комбилипен внутримышечно инструкция по применению, цена, отзывы, для чего назначают, аналоги
Комбилипен Состав действующих веществ: тиамина гидрохлорид - 100 мг, пиридоксина гидрохлорид - 100 мг, цианокобаламин - 1,0 мг, лидокаина гидрохлорид...
УРДОКСА капсулы — инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания — Здоровье
Урдокса: как принимать лекарство, состав Группа лекарственных средств, основное назначение которых защищать клетки паренхимы печени от повреждений, – это гепатопротекторы....
Adblock detector