Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера, Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга, М

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых, это -развитие «социального чувства», социального интереса Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т.п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т.п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

В его теории внутриличностный конфликт — это регресс на более низкий уровень психики, то есть он происходит в сфере бессознательного.

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 г. книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности; мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях — экстраверсии и интроверсии. Исходя из всего этого, он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ошущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциондльный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт.

Главными в типологии Юнга является направленность — экстраверсия и интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное — мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.

Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внутриличностных конфликтов, заложенная Левином, который выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом его внимания стати конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Описание этого вида конфликтов, принадлежащее Левину, считается классическим. Левин рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины, различая при этом три основных варианта конфликтов.

Кроме изложенных нами психологических концепции внутриличностных конфликтов, существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

Например, когнитивные конфликты, в основе которых лежит столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивиста, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К. Роджерсу (1994), лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне.

Бихевиоризм рассматривает внутриличностный конфликт, трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания.

В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных психологами, основу составляют категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Среди отечественных психологов внутриличностные конфликты исследовал А. Лурия (1930), который под ними понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н. Левитов и др.

В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы.

Таким образом, в зависимости от того, какие стороны внутреннего мира вступают во внутренний конфликт, психологи различных школ и направлений выделяют шесть основных видов внутриличностных конфликтов.

  • 1. Мотивационный конфликт (3. Фрейд, К. Хорни, К. Левин).
  • 2. Нравственный конфликт (В. Бакштановский, И. Арнциане, Д. Федорина, В. Мясищев, А. Спиваковская, Ф. Василюк, В. Франкл).
  • 3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов, А. Захаров, С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).
  • 4. Ролевой конфликт.
  • 5. Адаптационный конфликт.
  • 6. Конфликт неадекватной самооценки (А. Петровский, М. Ярошевский, Т. Юферова, Д. Хекхаузен).

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительного сохраняющегося внутриличностного конфликта.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют показатели внутриличностного конфликта (2001).

Когнитивная сфера’, противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценности выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Среди условий возникновения внутриличностного конфликта выделяют:

  • o личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии;
  • o ситуативные:
    • а) внешние (объективные препятствия; требования общества, окружающих);
    • б) внутренние (противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).

Все это важно учитывать при оценке поведения личности и возможного прогнозирования се поступков.

Типы внутриличностных конфликтов: между «хочу» и «хочу»; между «хочу» и «не могу»; между «хочу» и «надо»; между «могу» и «не могу»; между «надо» и «надо»; между «надо» и «не могу».

Следующая немаловажная проблема, требующая рассмотрения, — формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта; во-вторых, определить тип конфликта и его причину; в-третьих, применить соответствующий способ разрешения.

При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Ниже приводятся формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей (табл. 5.1).

Читайте также:  Болезни почек и мочевыводящих путей симптомы, признаки и профилактика

Таблица 5.1. Формы проявления внутриличностных конфликтов

Проблема разрешения внутриличностных конфликтов представляет собой сложный и противоречивый процесс восстановления согласованности и единств;» внутреннего мира личности, снижения остроты переживаний личностью фрустраций, фобий, противоречий жизненных отношений с другими людьми.

Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. В процессе конструктивного преодоления внутриличностного конфликта, по мнению Е.М. Бабосова (2000), на основе максимального развертывания конфликтующих структур внутреннего мира личности (когнитивных, эмоциональных, волевых) происходит минимизация личностных затрат на его разрешение и достигается душевное равновесие, возвышение степени осознанности собственного поведения и степени управления им. В таком случае разрешение внутриличностного конфликта осознается личностью через отсутствие болезненных тревожных состояний, связанных с имевшимся конфликтом, повышение степени и эффективности осознания своего внутреннего мира и поведенческих актов, повышение качества профессиональной и иной деятельности, что позволяет человеку действовать целеустремленно, эффективно взаимодействовать с другими людьми.

В том случае, когда внутриличностный конфликт развивается и разрешается по деструктивному сценарию, раздвоение личности усугубляется, перерастает в жизненные кризисы или приводит к развитию невротических состояний, которые довольно часто требуют квалифицированного психотерапевтического и психиатрического вмешательства.

Прежде чем говорить об основных способах разрешения внутриличностных конфликтов, рассмотрим факторы успешного их разрешения.

  • 1. Индивидуальные психологические качества личности.
  • 2. Особенности социального микроокружения.
  • 3. Жизненные обстоятельства или ситуация, в которой находится личность.
  • 4. Специфика коммуникативных взаимодействий личности с окружением.

Несомненно, каждый из этих факторов, взаимодействуя друг с другом, оказывает влияние на разрешение внутриличностных конфликтов. Представляется, что приоритетную роль играют индивидуально-личностные особенности человека. Ведь именно в зависимости от них люди относятся к противоречиям своего внутреннего мира по-разному, избирают свои собственные стратегии выхода из конфликтов.

Одним из основных способов разрешения внутриличностных конфликтов является механизм психологической защиты. Довольно подробно этот способ исследован 3. Фрейдом, К. Хорни, Ф. Бассиным.

Они рассматривали психологическую защиту как специальную систему контрольно-регуляторных механизмов, ориентированных на устранение негативных переживаний, обусловленных внутриличностным конфликтом между бессознательными влечениями и социальными требованиями, запретами. По мнению Б.Д. Карвасарского, все защиты можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо се вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают.

Вытеснение — перевод травматического содержания из сознания в бессознательное.

Близкими к вытеснению считаются механизмы перцептивной защиты (искажение информации, повышение порогов чувствительности), подавление как более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожной информации; в отличие от вытеснения, которое направлено на репрезентации, подавление направляется на аффекты, блокирование — торможение мыслей, эмоций, действий, отрицание — отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование неприятной информации.

Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности.

Это рационализация, при помощи которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени.

К понятию рационализации близко понятие «интеллектуализация», но их следует различать. Интеллектуализация — процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Изоляция — механизм, похожий на интеллектуализацию, и означает разрыв мысли или поступка с другими мыслями или сторонами жизни субъекта. Проявлениями изоляции могут быть остановки в процессе мышления, применение формул и ритуалов.

Формирование реакции (реактивное образование) характеризуется совладением с неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными свойствами посредством замены их на противоположные.

Смещение проявляется в том, что реальный объект, на который могли бы быть направлены чувства негативного содержания, заменяется менее безопасным.

Проекция — операция выделения и локализации в другом лице или вещи тех качеств, чувств, желаний, которые субъект не признает и отвергает в самом себе.

Идентификация — приписывание себе чувств, мыслей, настроений, свойственных другому человеку.

Третью группу составляют психологические зашиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения.

Один из таких механизмов — реализации в действии, при котором аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения.

Соматизация тревоги проявляется в вегетативных и конверсионных синдромах путем трансформации психоэмоционального напряжения в соматические, моторные и чувственные симптомы.

Сублимация — направление сексуальной энергии на несексуальную деятельность, например на художественное творчество, интеллектуальное исследование и другие социально значимые объекты.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа.

При регрессии происходит возвращение на более ранние стадии личностного развития, проявляющееся в демонстрации беспомощности, зависимости, инфантильных чувствах, мыслях и действиях. Это своеобразный уход от реальности, от проблем, которые вызывают тревогу.

Уход в фантазии — удовлетворение фрустрированной потребности в области воображения, приукрашивания, переоценка своих возможностей в целях придания значимости собственному Я.

Уход в болезнь — стремление отказываться от ответственности и самостоятельности решения проблем; механизм связан с феноменом «вторичной выгоды». Принятие роли больного освобождает человека от необходимости действовать, позволяет быть зависимым и нуждаю1димся в сочувствии и поддержке. Существуют и другие защиты — контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация и пр., которые выделяются в иных классификациях.

Если говорить обобщенно о социально-психологических механизмах разрешения внутриличностных конфликтов, то их позитивная, конструктивная роль состоит в возможности блокировать те или иные отрицательные воздействия, чувства, переживания (страха, угрозы, неуверенности и т.п.), которые приводят к возникновению этих конфликтов, и способствовать тем самым нахождению более верных, эффективно действующих способов разрешения таких конфликтов.

Здесь решающую роль играют индивидуальные особенности человека, его знания, воля, концентрация усилий на достижение поставленной цели — превозмочь, преодолеть самого себя, свои сомнения, тревоги, страхи. Свою неумелость, заставить себя собрать воедино все свои внутриличностные ресурсы.

Одним из важнейших шагов на этом пути является выработка человеком у самого себя навыков и умений конструктивного общения, взаимодействия с другими людьми.

Комплекс неполноценности
и стремление к превосходству

Альфред Адлер и его индивидуальная психология: краткий обзор, основные принципы, методы и понятия, исторический момент возникновения.

Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог, психиатр, основатель индивидуальной психологии. Наиболее полно свою концепцию он изложил в своей работе «Наука жить» (1929).

Адлер не был учеником Фрейда, хотя психоанализ и сама личность Зигмунда Фрейда оказали своё влияние на него и его теорию (в 1910 году он даже возглавлял Венское психоаналитическое общество). «Употребление терминов «сознательное» и «бессознательное» для определения отличительных факторов является неверным с точки зрения практики индивидуальной психологии. Сознательное и бессознательное движутся вместе в одном и том же направлении и не противоречат друг другу, – вопреки распространенному мнению» (2, гл. 2).

Альфред Адлер является одним из первых психологов, которые ставили на первый план в психологии человека социальный фактор, и в этом его главная заслуга. «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума, включенного в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него», – писал Адлер (3, гл. 5).

Читайте также:  Антиоксидантная система организма Компетентно о здоровье на iLive

Альфред Адлер. Автор фото Johan Hagemeyer.
Источник: The Metropolitan Museum of Art.

Цель индивидуальной психологии – социальная адаптация человека (1, гл. 9).
Главную роль в формировании и развитии личности играют не бессознательные мотивы, а социальный фактор, без учёта которого нельзя подходить к вопросу исследования характера и поведения.

Адлер впервые ввёл термин – комплекс неполноценности. Он считал, что большинство детей ощущают собственную неполноценность по отношению к взрослым, что и является причиной возникновения комплекса неполноценности. Этот комплекс впоследствии ребёнок может пытаться скомпенсировать за счёт стремления к превосходству над другими людьми (1).
«Термины «комплекс неполноценности» и «комплекс превосходства» выражают факт уже закрепившейся плохой социальной адаптации. Эти комплексы не находятся в плазме зародыша или человеческой крови: они появляются в процессе взаимодействия индивида с его окружением. Часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства и служит в качестве компенсации» (1, гл. 10).
«Неполноценность и превосходство – это общие условия, которые управляют поведением и являются фундаментом всей его психической жизни», – считал Альфред Адлер (1, гл. 10).

Структуру личности определяет жизненный стиль. «Обсуждать и лечить психологические и эмоциональные проблемы нужно в контексте жизненного стиля личности» (3). Стиль жизни ребенка, по мнению Адлера, устанавливается в четырех-пятилетнем возрасте, и его непросто подвергнуть изменениям впоследствии.
В дальнейшем жизненный стиль формируется в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве. Человек воспринимает какую-то отдельную ситуацию и окружающий его внешний мир в целом в зависимости от своего прошлого опыта, от имеющихся у него жизненных установок и его психических индивидуальных особенностей (1).
«Очень важно понять индивидуальный контекст – жизненный стиль человека, определяющий направление всех его поступков и побуждений. Понимание жизненного стиля делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого», – писал Альфред Адлер (1, гл. 1).

Индивидуальная психология предлагает несколько методов для анализа характера комплекса неполноценности.
1. Последовательность рождения.
«Во многих случаях стоит просто задать пациенту вопрос: вы первый, второй или третий ребенок в семье? – и у нас появляется всё необходимое для исследования» (1, гл. 4).

Поясняя свою позицию, Альфред Адлер пишет:
«Вначале первый ребенок – единственный, и поэтому является центром всеобщего внимания. Но после рождения второго ребенка он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему не по вкусу. Это и в самом деле трагедия в жизни ребенка: он обладал властью, которой теперь лишился. Это ощущение трагедии становится частью его прототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станет взрослым.
Второй ребенок изначально противопоставлен лидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будут отражать особенность его положения в семейном сообществе. По натуре он бунтовщик, не признающий власть или авторитет. Многочисленные примеры силы младших детей нам дают история и легенды» (1, гл. 1).

Правда, обосновывая свой подход, Альфред Адлер заметил, что «предсказания, основанные на знании положения ребенка в семье – это описание определенных тенденций, а не закономерностей, непременно исполняющихся в каждом конкретном случае» (1, гл. 8).

2. Ранние воспоминания.
Исследование комплекса неполноценности, в результате которого был нарушен процесс вхождения индивида в социум, включает в себя и метод ранних воспоминаний. «Первые воспоминания или первые рисунки позволят восстановить ранний стиль жизни, называемый прототипом. Ранние воспоминания позволяют увидеть ту часть прототипа, которая действует в сегодняшней его жизни. Как правило, всем запоминается что-то очень важное, даже если это просто осталось в памяти, и ему не придают особого значения» (1, гл. 4).
«В стиле жизни, сформировавшемся в четырех-пятилетнем возрасте, мы обнаруживаем связь между содержанием воспоминаний и действиями в настоящем. После многочисленных наблюдений этого феномена, мы твердо придерживаемся той теории, что в ранних воспоминаниях всегда возможно найти реальную часть прототипа пациента» (1, гл. 5).

Ранние воспоминания, по мнению Альфреда Адлера, позволяют лучше понять глубину и причину проблем сегодняшнего положения. При этом Адлер опять-таки делает оговорку: «Однако необходимо помнить о том, что ранние воспоминания – это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего» (1, гл. 5).

3. Движения тела.
«Вслед за ранними воспоминаниями, мы можем приступить к исследованию движений тела и установок. В движениях человека выражаются или воплощаются его установки, а все частные установки воплощают и составляют одну общую жизненную установку, называемую «стилем жизни» (1, гл. 6).

Четырёхминутный видеоролик, в котором Альфред Адлер рассказывает об основах предложенной им психологии. Вена, Австрия, 1929 год.

Каким же образом можно преодолеть чувство неполноценности?
1. Изменить отношение к себе. «Лучшим лечением для людей с комплексом неполноценности будет поддержка; ни в коем случае нельзя их критиковать, убивая тем самым присутствие духа. Мы должны дать им понять, что они способны самостоятельно противостоять трудностям и разрешить проблемы своей жизни. Это единственный способ заставить человека поверить в себя и это единственный способ лечения чувства неполноценности» (1, гл. 2).

2. Изменить отношение к другим. «Нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности. Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с подобными людьми заключается в том, что они постоянно находятся в напряжении и ищут подтверждения своим навязчивым идеям. Следовательно, изменить эти их идеи невозможно, пока мы каким-то способом не проникнем в их внутренний мир, с тем, чтобы рассеять их предубеждения» (2, гл. 4).

3. Изменить отношение к окружающему миру. Социальное обучение является основным методом, с помощью которого мы можем преодолеть чувство неполноценности (1). «Мы должны помочь таким людям понять, что для общества важно, что же они делают в действительности и что оно действительно от них получает» (2, гл. 2).

Альфред Адлер и его концепция

Согласно психологии Альфреда Адлера, психологическое здоровье человека должно основываться прежде всего на здоровых социальных отношениях. Знаменателен тот исторический период, когда появилась, а возможно, и не могла не появиться его индивидуальная психология.
С одной стороны, набирал силу классический психоанализ Фрейда, при котором душевные волнения человека рассматривались через призму его сексуальных потребностей и побуждений:
«Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения? Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних» (Фрейд З. По ту сторону удовольствия. – Мн.: Харвест, 2004, с. 199).

С другой стороны, быстрыми темпами развивался бихевиоризм со своей схемой «стимул – реакция», научной доказательной базой, в самом строгом понимании этого выражения, и, как следствие этого, отрицанием методов интроспекции (самонаблюдения) в терминах сознания:
«Мы не считаем существенными методы интроспекции, т.к. данные в терминах сознания зависят от их субъективной интерпретации. Интроспекция есть метод, посредством которого можно манипулировать с духовными явлениями в процессе их исследования» (Уотсон Д. Психология с точки зрения бихевиориста, 1913).

Читайте также:  Депрессия сегмента ST - что это такое Лечение

В психологии нет единого мнения по поводу влияния комплекса неполноценности на последующую жизнь человека. При этом некоторые индивидуальные особенности личности, сложившиеся в детские и юношеские годы, подобны устойчивой программе, по которой человек следует всю свою жизнь.

Литература:
1. Адлер А. Наука жить.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.
3. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост.

Вернуться к меню навигации на главной странице сайта: Чем интересна психология?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.

38) «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПРИСУЩ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ» (АДЛЕР)

38) «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПРИСУЩ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ» (АДЛЕР)

Одним из крупных представителей психоаналитического движения является известный австрийский врач-психиатр и психолог Альфред Адлер, который родился в 1870 году в Вене. Учась в Венском университете, Адлер увлекся психоанализом и начинает свое сотрудничество с Фрейдом, продолжавшееся 10 лет. Но в 1911 году из-за многочисленных разногласий с Фрейдом он выходит из состава психоаналитической ассоциации и начинает самостоятельные исследования. В начале 30-х годов Адлер уезжает в США, где ведет активную просветительскую деятельность. Умер в Шотландии в 1937 году.

Заслуга Адлера состоит в том, что он стал одним из основателей неофрейдизма, которое хотя и базировалось на теории Фрейда, но внесло в нее значительные изменения. Перенеся центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, это направление истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде, то есть защитные формы поведения субъекта внутри общества.

Иными словами, на то, как в тех или иных ситуациях ведет себя индивид, напрямую влияют особенности окружающей социальной среды. Поведенческая реакция складывается в течение всей его жизни таким образом, чтобы в любом случае он чувствовал себя защищенным, находился в безопасности благодаря тому, что его поведение полностью соответствует требованиям и нормам социума.

Идеи Адлера освещены в его сочинениях: «О нервном характере», «Теория и практика индивидуальной психологии», «Человекознание», «Смысл жизни» и многих других. Здесь он неоднократно заявляет о том, что жизненная позиция формируется в раннем детстве и образует эталон поведения человека, который диктует его характерные поступки, манеру разрешать различные проблемы.

В его работах освещается принцип единства личности и подчеркивается значение социального, а не биологического фактора в мотивационной деятельности человека. В них же в области индивидуальной психологии он рассматривал довольно сложную концепцию человеческой личности, с которой не все с легкостью соглашались. И на сегодняшний день проводятся бурные дискуссии о его выводах, находятся и сторонники, и противники взглядов Адлера.

Альфред Адлер не раз доказывал, что фантазии, сновидения и прочие психические феномены являются не искаженным выражением прошлых душевных переживаний, как считал Зигмунд Фрейд, а попытками «предсказания» жизненных трудностей личности. И поэтому главными вопросами индивидуальной психологии он считал обнаружение и нужную корректировку бессознательного «плана» жизни, то есть судьбы человека.

«Комплекс неполноценности присущ каждому человеку», – неустанно повторял Адлер. Он рассматривал комплекс неполноценности не только как патологию, но и как естественное, нормальное состояние человеческой психики. Некоторые люди утверждают, что они без комплексов – и полноценны во всех отношениях. Такие выражения, по мнению Адлера, люди используют только для внушения уверенности самим себе. А это уже есть комплекс неуверенности в себе.

По Адлеру, главной причиной возникновения комплексов неполноценности являются возраст и стремление в определенном возрасте играть определенные социальные роли. Например, частая и неоправданная жестокость в подростковой среде есть проявление комплекса неуверенности в себе и борьбы за лидерство. А у взрослых мужчин, говорил Адлер, при недостатке чувства собственного превосходства и уверенности в себе проявляется стремление к поискам новых ощущений, к любовным интрижкам, пьянству, сомнительным приключениям.

Но не все так мрачно, так как, согласно его учению о человеческой психике, другой ее важной компонентой является компенсация. Она является как бы продолжением проявлений комплексов неполноценности в качестве противостоящей им силы. Дело в том, что каждый индивид стремится преодолеть свои комплексы. На эти действия его толкает страх потерпеть из-за них поражение в жизни. Как утверждает Адлер, принцип компенсации заложен уже в физиологическом строении человека (Например, слепой способен очень хорошо слышать), но условием реализации компенсации в психологической сфере являются энергия воли к власти и стремление к превосходству.

Компенсация поддерживает интерес человека к своим жизненным проблемам, при этом индивид стремится преодолеть негативное чувство неполноценности с помощью самоутверждения своей личности среди других, то есть здесь возрастает роль социального фактора. Благодаря реализации своих творческих возможностей в обществе, человек преодолевает чувство неполноценности. Социальная адаптация личности – основная причина проявления различных комплексов и единственная возможность, когда их можно как-то исправить.

Стремление к преодолению чувства неполноценности является условием или даже стимулом творческой деятельности личности, развития и реализации ее способностей, позволяющих компенсировать различные физические недостатки, ущербность социального статуса и т. д., – в общем, всего того, что мешает личности быть уверенной в жизненных ситуациях.

В некоторых случаях стремление освободиться от чувства неполноценности может привести к невротическим срывам; то есть, чтобы получить превосходство над остальными людьми, индивид пытается любыми способами представить свою персону с наилучшей стороны. Сверхкомпенсация – это особая форма реакции на чувство неполноценности, именно она проецирует людей на гениальные достижения.

Саму личность он рассматривает без отрыва от социальной среды. Такое утверждение не способно охватить все реальные движущие силы человеческого поведения, так как сама суть и механизм влияния этих сил на человеческую натуру не раскрыты и не изучены до конца. Но эта идея приобретает огромный интерес у современных психологов и становится крупным объектом для изучений.

Если рассматривать структуру человеческого поведения вне общества и внутри его, тщательно изучить все особенности и провести сравнительный анализ, то только в этом случае можно с уверенностью заявить, что биологический фактор не имеет никакого значения в поведении человека, а социальный – диктует, то есть обуславливает комплексы неполноценности у личности.

В то время, когда Адлер выработал собственную концепцию «индивидуальной психологии», он перестал быть соратником Фрейда. Это произошло в 1911 году. А в 1924 году благодаря деятельности Адлера была впервые создана Международная ассоциация индивидуальной психологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Тенотен детский инструкция по применению, состав, дозировка и стоимость препарата
Тенотен для детей: отзывы и инструкция по применению Прием успокоительных препаратов в наше время не является чем-то из ряда вон...
Тахикардия, виды тахикардии, причины, признаки, диагностика, симптомы, лечение
Тахикардия сердца: что это и как лечить Возбуждение, стресс, физическая нагрузка, иногда заставляют ваше сердце биться быстрее. Тахикардия часто безвредна...
Твердая шишка во впадине влагалища, что со мной — 28 ответов врачей на вопрос на сайте СпросиВрача
Рак влагалища Влагалище — орган женской репродуктивной системы, который представляет собой канал, соединяющий шейку матки с вульвой (наружными женскими половыми...
Тенотен или Глицин что и когда лучше, в чем разница, это одно и то же, можно ли принимать одновремен
Лучшие успокоительные таблетки для нервной системы без рецептов Жизнь в огромном мегаполисе напоминает постоянный круговорот событий, затягивающий людей, желающих успеть...
Adblock detector