Статья Подростки с девиантным поведением

Основные направления деятельности и специфика социально-психологической помощи подросткам с девиантным поведением

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Под методами социальной работы понимаются способы, совокупность приемов и операций достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

В данной работе рассматриваются дети девиантного поведения, нуждающиеся в социальной помощи.

С учетом особенностей работы социального педагога конкретизируем содержание видов социально-педагогической поддержки.

Социально-информационная поддержка — обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.

Социально-правовая поддержка — соблюдение прав, содействие в реализации правовых гарантий подростков, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским и другим вопросам.

Социально-реабилитационная поддержка — содействие подросткам, родителям в оказании реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению их психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.

Социально-бытовая поддержка — содействие подросткам, проживающим в семьях группы риска, в улучшении бытовых условий.

Социально-экономическая поддержка — содействие подросткам в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи и материальной поддержке.

Медико-социальная помощь — профилактика алкоголизма, наркомании и других социально-негативных проявлений в подростковой среде, медико-социальный патронаж подростков из семей группы риска.

Социально-психологическая помощь — содействие подросткам в создании благоприятного микроклимата в семье, ближайшем окружении, в устранении негативных влияний социальной среды, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.

Социально-педагогическая помощь состоит в создании подросткам условий для преодоления и предупреждения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями, в сопровождении подростков в семьях группы риска.

В деятельности социального педагога в условиях образовательного учреждения И.А. Маврина выделяет функцию моделирования, консультативную функцию и функцию вспомоществования. Функция моделирования осуществляется через участие социального педагога в разработке новых образовательно-воспитательных систем. Консультативная функция обусловлена необходимостью проведения консультаций для детей группы риска и взрослых по различным педагогическим проблемам, вопросам разрешения конфликтных ситуаций, материальной и иных форм помощи. Функция вспомоществования направлена на оказание своевременной социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам (в том числе и попавшим в сложную жизненную ситуацию) и их родителям, а также педагогам и лицам, вовлеченным в педагогический процесс. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ результатов изучения мнений учеников, родителей, учителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей: способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;

4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, организацией дополнительного образования и др. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

3) психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

1)знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;

3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.). В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития. Наиболее успешное и полноценное проведение той работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.

Читайте также:  Алкоголь расширяет или сужает сосуды коньяк, водка, вино, пиво

Направления, формы и методы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения детей и подростков включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

— создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

— создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

— создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

— организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

— создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

— организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка;

В профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении детей и подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Подход, основанный на альтернативности — организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика — это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога. Следующий подход — социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

— быть хозяином своего слова и дела;

— тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

— концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

— ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Социальная реабилитация в целом — это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Выделяются различные уровни социально реабилитационной деятельности: медико — социальный, профессионально — трудовой, социально — психологический, социально — ролевой, социально — бытовой, социально — правовой. Социально — психологическая реабилитация органично связана с другими ее формами. Социально — психологическая реабилитация позволяет клиенту (инвалиду и т. д.) успешно адаптироваться в окружающей среде и обществе в целом, обрести морально психологическое равновесие, уверенность в себе, устранить психологический дискомфорт, зажить полноценной полнокровной жизнью.

Сущность реабилитации может быть глубже понята позиций системного подхода. С точки зрения данного подхода, реабилитация представляет одновременно и цель (восстановление и сохранение статуса личности) и процесс (имеющий биопсихологические и социальные механизмы) и метод подхода к человеку, нуждающемуся в реабилитации. Реабилитация — это система отношений «человек — среда», где человек выступает как организм и личность, как открытая система, а среда как единство биологических и социальных факторов. Реабилитация, как система включает комплекс отдельных подсистем и их взаимосвязь: клинико-биологическая (решение проблем гомеостаза, адаптации, компенсации); социально — психологическая (анализ проблем общения, отношения, взаимоотношения и пр.); этическая (анализ взаимоотношений социального работника с клиентом на основе принципа партнерства); социально — экономическая; юридическая (разработка правовых норм и т. д.).

Читайте также:  Чабрец повышает или понижает давление как трава влияет на его уровень, а также перечень рецептов на

Итак, общее содержание реабилитации, в частности, в отношении больных и инвалидов, состоит в следующем:

1. Функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе — а) полное восстановление (реституция); б) компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например, при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы приспособление к работе левой рукой);

2. Приспособление к труду (трудотерапия);

3. Непосредственная социально — психологическая реабилитация — приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включение в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей.

В целом в качестве объектов психологии социальной работы выступают три общих группы населения:

ѕ социально малозащищенные группы (сироты, инвалиды и др.);

ѕ маргиналы (бродяги, «бомжи» и др.)

ѕ лица с отклоняющимся (девиантным) поведением (осужденные, алкоголики, наркоманы и др.)

Таким образом, краткий анализ основных понятий и категорий психологии социальной работы дает общее системно — структурное представление о ней как об отдельной вполне самостоятельной науке и учебной дисциплине, усвоение которой необходимо социальным работникам.

Перейдем теперь к анализу теоретико-методологического содержания на основе которого разрабатываются конкретные психотехнологии, социально — психологические методы и техника, инструментарий, используемые в психологической практике социальной работы.

Как справиться с девиантным поведением подростков?

Содержание

В подростковом возрасте ребенок меняется, приобретает новые привычки и избавляется от старых. Родителям полезно знать об этом, чтобы подготовиться к тому, когда кризисный период вступит в свои права и начнет оказывать влияние на детско-родительские отношения. Подростки могут проявлять демонстративные формы характера, а также — девиантность поведения. Этот термин обозначает отклонение от нормы и, в тех случаях, когда это происходит, родители должны показать ребенка специалисту. В данной статье рассмотрим: какие проявления в поведении и психике подростков являются возрастной нормой, а какие требуют психологического и, даже, медицинского вмешательства?

Психика детей и девиантное поведение

Статистические данные исследований в области подростковой психологии показывают, что отклонения в поведении у детей составляют от 40 до 60%. Причины, которые провоцируют их, кроются в биологических, социальных и психологических особенностях детской психики. Специалисты, также, установили, что формы девиантного поведения часто проявляются у детей, которые воспитывались в неблагополучных семьях, имели тяжелую наследственность — склонность родителей к психическим расстройствам, алкоголизму, наркомании.

Однако, отклоняющееся поведение свойственно, также, детям, которые росли в безопасных условиях, где взрослые понимали и поддерживали их, заботились о здоровье, развитии, помогали учиться и взрослеть. Так бывает, если ребенок подвергается гормональной перестройке организма или имеет патологии центральной нервной системы. В то же время, подростки могут вести себя социально неприемлемым образом, если родители проявляют необъективность: чрезмерно контролируют ребенка, унижают, сравнивают, высмеивают стремление быть самостоятельным.

Что лежит в основе девиантного поведения? Дезориентация подростка во внутренней системе собственных ценностей и норм, а также, социальных требований. Дети, в период с 14 до 16 лет, остро нуждаются в том, чтобы удовлетворять потребность в самовыражении и самоопределении. Если для этого не создано благоприятных условий или родители, напротив, препятствуют развитию независимости подростка, то он «потеряется» среди того, что ему хочется делать и чему приходится соответствовать.

Ниже описаны признаки в поведении подростков, которые не свидетельствуют о серьезных поведенческих нарушениях, а говорят лишь о том, что ребенок взрослеет, активно отделяется от родителей, отстаивает свои права на голос, мнение, отдельную жизнь.

Подростковый возраст — время отделяться

В это время подросток сознательно увеличивает дистанцию между собой и родителями — это необходимый процесс для того чтобы повзрослеть. Как правило, мать и отец очень расстраиваются, наблюдая за такими процессами в изменении ребенка. Многие из них чувствуют себя обиженными, стараются все вернуть на свои места. Взрослые делают это по-разному: одни ругаются и манипулируют, угрожают детям, что, если те не изменят свое поведение и не станут покладистыми, то лишатся привилегий, которые у них есть в семье. Другие молчат и закрываются от ребенка, желая продемонстрировать ему собственную боль и мечтая о том, что он отзовется на чувства родителей и вновь станет вежливым и дружелюбным. Как правило, в обоих случаях этого не происходит.

Проявление грубости и агрессии в поведении говорит о том, что ребенок перестал воспринимать родительский авторитет. Поэтому родителям нужно изменить отношение к нему. Чем больше взрослые демонстрируют эмоций в ответ на грубость подростков, чем больше удовольствия, бессознательно, получают дети, чувствуя свое всемогущество и возможность управлять настроением матери и отца. Как относиться к детскому хамству? Нельзя позволять ребенку вести себя грубо, но и «эмоционально уничтожать» его за это тоже не стоит. Уверенность в себе, хладнокровие, способность ставить надежные родительский границы — ключ к тому, чтобы ребенок стал уважать взрослого человека, прислушиваться к нему, соблюдать требуемые правила.

Когда подростки ничего не хотят

Подавленность, депрессивный настрой, бесконечное нытье и жалобы на жизнь, отсутствие определенных желаний и, в то же время, возбужденное эмоциональное состояние — проявления в детском поведении, которые относятся к норме подросткового возраста. Психика детей в это время активно развивается, поэтому они сами не знают, что придет им в голову в следующий момент и как они захотят поступить — грустить или смеяться, испытывать разочарование или злость. Лучшее, что могут сделать родители в данной ситуации — не бороться с поведением с подростков, не смеяться над ними и не критиковать, а спокойно наблюдать за тем, как ребенок меняется, взрослеет, пробует разные формы поведения, примеряет на себя новые роли.

Когда подростку нужна помощь психолога?

Существуют проявления в психике и поведенческие нарушения, которые требуют от родителей обратится за консультацией к психологу. Помощь со стороны необходима всей семье, если у детей наблюдаются следующие симптомы в поведении и самочувствии:

  • подростки обнаруживают склонность к преступности: воруют деньги у родителей или продукты в магазине, совершают разбой, демонстрируют склонность к насилию эмоциональному или физическому — над собой, другими людьми, животными;
  • подростки стремятся уйти от реальности, или их тянет осуществлять деятельность, которая вызывает возбуждение, сильные эмоции. Трансовые состояния, употребление алкоголя, табака и других наркотиков, зависимости, в которых «живут» дети — компьютер, телефон, социальные сети, видеоигры. В настоящее время трудно найти подростков, которые не знакомы с современными гаджетами, однако, если привязанность к ним является чрезмерной, формируется зависимость — ребенок отказывается от еды, общения, его не интересует ничего, кроме желания уйти в свой мир. В таком случае требуется обязательная помощь психолога или психотерапевта;
  • дети ведут себя необъективно. Такие проявления характера возникают по причине неправильного, обесценивающего детскую личность воспитания в семье. Истерический невроз, приступы психопатии, неконтролируемые вспышки ярости и агрессии — не являются нормой, детская психика страдает и нуждается в помощи, возможно медикаментозной;
  • многие подростки, когда взрослеют, ведут себя депрессивно, и родителям стоит отличать особенности возраста от заболевания. Обычно, уныние у детей легко сменяется на радостное возбуждение, стоит их привлечь к чему-то интересному или неожиданному. Если депрессия длится долгое время и ничто не может «вытащить» ребенка из нее, необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Читайте также:  Послеродовая контрацепция

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Психологическая помощь подросткам с девиантным поведением, находящимся в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей

Авторы: Прокурова С. В., Гайнуллина А. В.

Для цитирования: Прокурова С. В., Гайнуллина А. В. Психологическая помощь подросткам с девиантным поведением, находящимся в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 2(77). С. 150–157. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12004

Сitation: Prokurova S. V., Gainullina A. V. Psychological Assistance to Juveniles with Deviant Behaviour in the Temporary Detention Center for Juvenile Offenders. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 2(77), 2019. Pp. 150–157 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12004

Реферат
Введение. Одной из форм работы с несовершеннолетними явилось создание центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, представляющих собой воспитательные учреждения закрытого типа, предназначением которых выступает профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Материалы и методы. Методика подбиралась в соответствии с реализуемыми задачами для каждого этапа психологического обеспечения: вводно-диагностического, психокоррекционного, контрольно-диагностического. Контрольная диагностика проводилась по четырем методикам: «Силуэт», «Розовый куст», «Несуществующее животное» и определение самооценки и уровня притязаний по методике Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн. Результаты и обсуждение. Выявлен эффект средств, используемых в процессе коррекционно-развивающей работы. На достоверном уровне улучшились показатели самооценки, связанные со всеми оцениваемыми качествами (ум, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе), что свидетельствует о развитии рефлексивного отношения детей к себе и, соответственно, о приведении самооценки к оптимальным значениям. Выводы. Психокоррекционная работа, содержательно разделенная на три этапа, максимально позволяет отслеживать непосредственную динамику поведения трудных подростков и в соответствии с этим изменять стратегии профилактического воздействия.

Основные положения:
1. Изучение девиантного поведения в отечественной психологии и педагогике в основном связано с подростковым возрастом и «трудными» подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. Отклонения в поведении подростков, заключающиеся в совершении общественно опасных деяний, вызывают в обществе обоснованную тревогу и озабоченность.

2. Важным звеном профилактики и предупреждения детской и подростковой преступности являются воспитательные учреждения закрытого типа, предназначением которых выступает профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также оказание педагогической и психологической помощи несовершеннолетним в период их содержания в центр.

Ключевые слова: правонарушение; девиантное поведение; психодиагностика; психологическая помощь; психокоррекционная работа.

19.00.06 Юридическая психология

1. Холл С. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. СПб., 1920. 109 с.
2. Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. СПб., 1913. 91 с.
3. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1996. 398 с.
4. Ферри Э. Уголовная социология : соч. проф. Римского ун-та / пер. с ит. ; под ред. С. В. Познышева. СПб., 1896. 448 с.
5. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995. 607 с.
6. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. Современные буржуазные теории : сб статей / пер. с англ. М., 1966. 368 с.
7. Фрейд З. «Я» и «Оно» // Труды разных лет / пер. с нем. М. Вульфа. Тбилиси, 1991. 428 с.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции. М., 1991. 456 с.
9. Адлер А. Воспитание детей. Профилактика полов. СПб., 2000. 256 с.
10. Гилинский Я. И. Криминология : курс лекций. СПб., 2002. 384 с.
11. Дриль Д. А. Малолетние преступники: этюд по вопросу о человеческой преступности, ее факторах и средствах борьбы с ней. М., 1884. 318 с.
12. Дриль Д. А. Ссылка во Франции и в России. СПб., 1899. 174 с.
13. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 2000. 304 с.
14. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М., 1980. 304 с.
15. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. М., 1991. 240 с.
16. Skinner В. F. Walden Two. New York, 1948. 260 p.
17. Skinner В. F. Science and Human Behavior. New York: Macmillan, 1953. 461 p.
18. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. 424 с.
19. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. 166 с.
20. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 2001. 448 с.
21. Прокурова С. В. Психокоррекционная программа работы с несовершеннолетними правонарушителями в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по Волгоградской области. Волгоград, 2011. 52 с.
22. Прокурова С. В. Девиантное поведение подростков : учеб.-метод. пособие. Волгоград, 2015. 104 с.
23. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям : учеб. пособие. М., 2003. 400 с.
24. Шульга Т., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999. 104 с.
25. Шульга Т. И., Спаниярд Х., Слот В. Технология оказания помощи подросткам с девиантным поведением. М., 2004. 258 с.
Поступила 28.05.2018

Ссылка на основную публикацию
Статьи Синдром диэнцефальной дисфункции
Диэнцефальный (гипоталамический) синдром Клиники Санкт-Петербурга, где лечится данное заболевание для взрослых (249) Клиники Санкт-Петербурга, где лечится данное заболевание для детей...
Сроки годности свежевыжатого сока — База данных сроков хранения
Как хранить овощные и фруктовые соки? Свежевыжатые соки содержат массу полезных веществ и минералом, разных, в зависимости от продукта, из...
Стабильные и нестабильные переломы позвоночника диагностика и лечение
Как лечить стабильные и нестабильные переломы позвоночника? Переломы позвоночника являются одной из тяжелейших травм, представляющую серьезную угрозу для здоровья и...
Статья О бактерицидной активности гуанидинов
ГУАНИДИН ГУАНИДИН (H2N)2C=NH, бесцв. расплывающиеся на воздухе кристаллы; т. пл. 50°С; —56,01 кДж/моль. Гуанидин-однокислотное основание, сравнимое по силе (рКа13,5) с...
Adblock detector