Социальное влияние внушаемость, конформизм, подчинение

Исследования конформности

Понятие о конформности. Внешняя и внутренняя конформность.

Вообще конформность некритическое подчинение личности групповому давлению. Выделяют внешнюю и внутреннюю конформность. Внешняя конформность – когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает сопротивляться мнению группы. Внутренняя конформность (подлинный конформизм) – когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в её пользу.

Майерс определяет конформизм как изменение поведения или убеждений в результате давления группы — проявляется в трёх формах. Уступчивость — это внешнее следование за группой при внутреннем несогласии. Одобрение — это полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению. Повиновение – процесс подчинения явно выраженным приказам.

Женщины примерно на 10% конформнее мужчин, дети, чем младше, тем конформнее; стабилизируется примерно в 14 лет. Наиболее конформны музыканты играющие с дирижёром. Люди психически неустойчивые проявляют меньшую конформность.

Конформизм — изменение поведения или убеждений в результате давления группы — проявляется в трёх формах. Уступчивость — это внешнее следование за группой при внутреннем несогласии. Одобрение — это полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению. Повиновение – процесс подчинения явно выраженным приказам.

Женщины примерно на 10% конформнее мужчин, дети, чем младше, тем конформнее; стабилизируется примерно в 14 лет. Наиболее конформны музыканты играющие с дирижёром. Люди психически неустойчивые проявляют меньшую конформность.

Три классических эксперимента показывают, каким образом социальные психологи изучают конформизм и то, в какой мере люди могут быть конформными. Музафер Шериф обнаружил, что суждения окружающих влияют на оценку испытуемых кажущегося смещения точечного источника света. Норма «правильных» ответов возникает в процессе эксперимента и сохраняется в течение длительного периода времени, распространяясь и на сменяющиеся «поколения» испытуемых. Такая способность к групповому внушению, выявленная в лабораторных условиях, аналогична внушаемости в реальной жизни.

Соломон Аш использовал тестовое задание, которое предполагало настолько же однозначный ответ, насколько двусмысленным было задание Шерифа. Аш позволял участникам эксперимента слышать суждения других людей о том, какой из трех сравниваемых отрезков равен эталонному, а затем самим высказывать собственное мнение. В том случае, когда «подсадные» участники эксперимента единодушно давали неверный ответ, испытуемые проявляли конформизм в 37% случаев.

Процедура Шерифа выявляет одобрительный конформизм; эксперимент Милграма, напротив, выявляет крайнюю форму уступчивости. При наличии ряда условий, способствующих проявлению уступчивости, а именно: легитимности авторитета, его пространственной близости к испытуемому, удаленности жертвы и, наконец, при отсутствии кого-либо, способного подать пример неподчинения, — 65% взрослых испытуемых мужского пола полностью подчинялись приказу совершить по отношению к невинной жертве, кричащей в соседней комнате, то, что они считали нанесением травмирующего удара током.

Эти классические эксперименты продемонстрировали силу социальных влияний и ту легкость, с которой уступчивость влечет за собой одобрение. Зло не просто дело рук плохих людей в этом нашем лучшем из миров, оно также является результатом могущества ситуаций, которые вынуждают людей соглашаться с неправдой или капитулировать перед жестокостью.

Когда проявляется конформизм: Одни ситуации порождают больший конформизм, другие — меньший. Если требуется добиться максимального конформизма, то какие условия для этого следует создать?

Социальные психологи заинтересовались следующим обстоятельством: если даже в экспериментах Аша, где отсутствовало принуждение, а задания были сформулированы достаточно однозначно, уровень конформизма достигал 37%, можно ли в других обстоятельствах добиться большего? Вскоре исследователи обнаружили, что степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность. Чем меньше мы уверены в своих взглядах, тем восприимчивее оказываемся к влиянию окружающих.

Кроме того, исследователи обнаружили, что большое значение имеет характер группы. Степень конформизма выше, когда группа состоит из трёх и боле человек и при этом является сплочённой, единодушной и обладает высоким статусом. Уровень конформизма также выше, когда ответ должен даваться публично и когда испытуемые не делали предварительных заявлений.

Читайте также:  Диклоберл; инструкция по применению, описание, вопросы по препарату

Эксперименты раскрывают две причины конформизма. Нормативное влияние является результатом стремления человека быть принятым группой. Информационное влияние возникает как следствие суждений окружающих о существующей реальности. Тенденция проявлять большую степень конформизма при публичных заявлениях соответствует нормативному влиянию, а тенденция проявлять более высокий уровень конформизма при решении трудных задач соответствует информационному влиянию.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1624 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проявление конформизма у старших дошкольников 1491

Панина С.И.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
e-mail: cvetok792@mail.ru

Ершова Р.В.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
e-mail: erchovareg@mail.ru

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Новейший психологический словарь дает следующие определение понятию «конформизм» (Шапарь, 2005). Конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) – пассивное принятие человеком существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п. Следовательно, конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Конформность проявляется в изменении его поведения и установок по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Таким образом, мы можем утверждать, что конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Исследования конформизма впервые были проведены в ставших ныне классическими исследованиях М. Шерифа (Sherif, 1936), С. Аша (Asch, 1951) и С. Милграма (Милграм, 2001).

По мнению В. Б. Шапаря (Шапарь, 2005), уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе:

  • характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.;
  • характеристиками группы, являющейся источником давления: размер, степень единодушия большинства;
  • особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности ей и пр.;
  • содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью.

Большая часть информации о причинах и факторах конформного поведения, в основном, получена благодаря социально-психологическим экспериментам, проводимым с участием взрослых людей. При этом сколько-нибудь развернутые данные о роли конформизма в развитии личности ребенка отсутствуют. Известно, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс активного взаимодействия ребенка с другими детьми, его включение в группу сверстников, что во многом способствует развитию основ таких важных составляющих личности, как коллективизм, групповая идентичность. Вместе с тем преимущественная ориентация на других может быть связана с риском ограничения инициативы, самостоятельности, вследствие чего ребенок может потерять свою индивидуальность в современном обществе.

Целью настоящего исследования стало изучение некоторых факторов, влияющих на степень конформного поведения у старших дошкольников. Мы предположили, что конформное поведение старшего дошкольника связано:

  • с личностными характеристиками (самооценкой: дети с высокой самооценкой менее склонны проявлять конформность, чем дети с низкой самооценкой; полом ребенка: девочки более конформны, чем мальчики);
  • с социально-психологическими факторами, в первую очередь, статусом членов группы: конформность старшего дошкольника будет выше по отношению к взрослым, чем сверстникам).

В качестве методов исследования были использованы:

  • теоретический анализ психологической литературы;
  • эмпирические методы: методика «Лесенка» (В.Г. Щур), методика «Какой Я?», метод экспертных оценок, естественный эксперимент;
  • методы математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, r-коэффициент ранговой корреляции Пирсона).

В исследовании приняло участие 30 «наивных» испытуемых – 13 девочек и 17 мальчиков 6–7 лет. Обследование проводилось на базе ЦРР-Д/С № 24 «Белочка» г. Коломны.

Эмпирическая часть исследования состояла из двух этапов: на первом этапе исследования была изучена самооценка «наивных» испытуемых. Сравнив полученные результаты с помощью t-критерия Стьюдента, мы не обнаружили статистически значимых различий в уровне самооценки мальчиков и девочек.

Читайте также:  Продукты, содержащие глютен

Затем был проведен опрос экспертов. Двух воспитателей и психолога попросили сделать предположение о степени проявления конформности испытуемых в каждой из пяти экспериментальных серий.

На втором этапе исследования был проведен естественный эксперимент. Он включал в себя 5 серий.

В трех сериях эксперимента, целью которых было изучение конформного поведения старших дошкольников по отношению к сверстникам, участвовали 35 детей: пятеро «подсадных уток» и 30 «наивных» испытуемых. «Подсадные утки» предварительно были проинструктированы экспериментатором, поэтому всегда давали заведомо неправильные ответы. Все испытуемые работали с одним и тем же стимульным материалом, «наивный» испытуемый отвечал на вопрос экспериментатора последним. По данной схеме опрашивались все 30 «наивных» испытуемых.

В двух сериях эксперимента, направленных на выявление степени конформного поведения старших дошкольников по отношению к взрослым, участвовали 30 испытуемых и трое «подсадных уток» (двое воспитателей и психолог).

В первой и второй экспериментальной сериях «наивные» испытуемые должны были определить эмоциональное состояние персонажа на рисунке, находясь в группе сверстников (серия 1) и взрослых (серия 2).

В третьей и четвертой серии «наивные» испытуемые, вслед за «подсадными утками», должны были определить форму геометрической фигуры. Схема обеих серий была идентична. Всем участникам («подсадным уткам» и одному испытуемому) задавался вопрос: «Какой формы фигура?» Первыми на вопрос отвечали «подсадные утки», затем «наивный» испытуемый. «Подсадные утки» правильно определяли форму фигуры – квадрат. Далее демонстрировался треугольник и задавался аналогичный вопрос. Ответы «подсадных уток» вновь были правильными. Наконец, экспериментатор показывал круг. Определяя форму предъявленной фигуры «подсадные утки» отвечали неверно: овал.

Пятая серия эксперимента проходила в виде групповой игры под названием «Школьный урок», ее целью было выявление степени конформного поведения старших дошкольников в группе сверстников в ситуации морального выбора. Испытуемые должны были выбрать форму наказания не справившегося с заданием учителя ученика (поставить ученика в угол, провести с ним беседу, наказать его ремнем). «Подсадные утки» (пятеро старших дошкольников) перед началом игры получили инструкцию: «Ребята, если вы увидите, что ученик не справился с заданием, то вам нужно его наказать. Для этого надо поднять вверх карточку с изображением – ремня, другие карточки трогать не нужно». «Наивный» испытуемый получал другую инструкцию: «Представь, что ты – учитель. Ты даешь ученикам задание и контролируешь его исполнение. Если ученик не справится с заданием, то тебе нужно будет его наказать. Для этого необходимо самостоятельно выбрать способ наказания. Когда ты сделаешь свой выбор, подними соответствующую карточку». В ходе игры «учителя» показывали «ученику» заранее заготовленный экспериментатором рисунок и просили самостоятельно воспроизвести его в другой комнате. Приходя в другую комнату, «ученик» получал от помощника экспериментатора уже готовый, заведомо неправильный рисунок и возвращался обратно для его демонстрации «учителям». «Учителя», видя явное несоответствие между образцом и рисунком «ученика», принимали решение и последовательно поднимали вверх карточку, причем «подсадные утки» – с изображением ремня, последним карточку поднимал «наивный» испытуемый.

Отметим, что с целью контроля артефактов со всеми испытуемыми было проведено постэкспериментальное интервью, которое показало, что все дети безошибочно умеют различать эмоции и геометрические формы.

По результатам пяти экспериментальных серий было обнаружено следующее:

Важно отметить, что 20 % дошкольников, т.е. 6 человек (4 мальчика и 2 девочки) продемонстрировали полную независимость от мнения окружающих на протяжении всех пяти серий эксперимента. И только 7 %, т.е. 2 человека (1 мальчик и 1 девочка) проявили конформность на всех этапах исследования. Оставшиеся 73% (22 человека) давали смешанные ответы.

Сопоставление данных реального эксперимента и мнения экспертов позволило сделать вывод о том, что представления воспитателей и психологов о степени конформности старших дошкольников отличаются от реальных показателей. Дети более конформны, чем о них думают взрослые.

Читайте также:  Цереброваскулярная болезнь (ЦВБ) что это такое, недостаточность, симптомы, лечение сосудов головного

Проведенный на заключительном этапе исследования математико-статистический анализ данных позволил сделать следующие выводы:

  • представления взрослых (воспитателей, психологов) о степени конформности старших дошкольников существенно отличаются от реальных показателей. Дети более конформны, чем о них думают взрослые;
  • личностные особенности (уровень самооценки) ребенка слабо связан с проявлениями конформности. Лишь показатели по самооценочной шкале «счастье» коррелируют с изучаемым феноменом, что свидетельствует о том, что дети, имеющие высокие показатели по этой шкале, скорее всего, будут демонстрировать более высокий уровень конформного поведения;
  • в дошкольном возрасте конформное поведение не сопряжено с полоролевыми особенностями субъекта: статистически значимых различий в степени конформности между мальчиками и девочками не обнаружено;
  • наибольшее влияние на степень конформности в этом возрасте оказывают ситуационные факторы. Старшие дошкольники склонны проявлять более высокую степень конформности по отношению к авторитетной группе взрослых, работая с геометрическими фигурами, так как подобная ситуация имитирует процесс школьного обучения, который является для старшего дошкольника ценностно-значимым;
  • максимальную степень конформности дошкольники проявляют в ситуации морального выбора, требующей самостоятельного решения относительно суровости наказания другого человека. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте дети не готовы полностью принимать на себя ответственность в ситуации конфликта мотивов.

«Конформность-внушаемость» тест — личностный опросник

Предложен С.В. Клаучеком и В.В. Деларю в 1997 г. и предназначен для исследования лиц, обладающих повышенной внушаемостью.

Опросник состоит из 20 утверждений, отобранных из известных личностных опросников, его оценка испытуемым проводится по дихотомической шкале («да», «нет»).

Инструкция: Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.

  • 1. В детстве Вас считали упрямым ребенком.
  • 2. Когда в учебной группе Вы принимаете какое-либо решение, Вы будете на стороне большинства?

.Вам нравится быть оригинальным человеком?

.Если в вашем коллективе становится популярной какая-то определенная вещь, Вы хотите ее тоже приобрести?

.Вы любите противопоставлять свое мнение большинству своих знакомых?

.Вы не любите слишком модничать и считаете, что одеваться надо как все?

.Вы цените людей, которые могут Вас приободрить, вселить уверенность, успокоить?

.Если Вас критикуют знакомые, то наверное, они правы?

.Вы считаете, что все правила и порядки нужно выполнять?

.Считаете ли Вы себя недоверчивым человеком?

.При принятии какого-либо решения Вам необходима поддержка окружающих?

.Вы бы завели себе собаку такой же породы как у самого популярного человека в вашей группе?

.Вы хотите стать похожим на какого-нибудь известного актера?

.Вы часто вступаете в конфликт со своими коллегами?

.Вы предпочитаете развлекаться в привычной дружеской компании?

.Если весь ваш класс несправедливо обвиняет одного из учеников, Вы заступитесь за него?

.Вы стараетесь вести себя так, чтобы не вызвать неудовольствие окружающих?

.Много из ваших знакомых являются большими авторитетами для Вас?

.Когда при Вас кто-нибудь зевает, Вам тоже нередко хочется зевнуть.

.Вы умеете настоять на своем и часто этим пользуетесь.

Обработка результатов. За положительные ответы на вопросы: №№2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 19, вы присваиваете по обдному баллу. Также за отрицательные ответы на вопросы: №№1, 3, 5, 10, 11, 14, 16, 20, вы присваиваете по обдному баллу. В итоге считается общая сумма баллов.

Полученные результаты разделяются на три уровня:

слабая конформность: 1-5 баллов;

умеренная конформность: 6-14 баллов;

сильная конформность: 15-20 баллов.

Авторы сообщают о достаточно высокой валидности и надежности методики при обследовании людей в естественных условиях жизнедеятельности, рекомендуют ее для оценки уровня внушаемости как отдельных индивидов, так и групп населения.

Ссылка на основную публикацию
Сотрудники РКБ разработали новый способ дифференцированного органосохраняющего лечения прогрессирующ
Трансвагинальная ультразвуковая диагностика эктопической беременности Рубрика: 6. Клиническая медицина Опубликовано в Дата публикации: 08.12.2014 Статья просмотрена: 5044 раза Библиографическое описание:...
СОК ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И ЕГО ДЕЙСТВИЕ Энциклопедия
Поджелудочный сок и его значение Роль поджелудочной железы в пищеварительном процессе определяется ее внешнесекреторной деятельностью, то есть выделением поджелудочного сока...
Солодки корней экстракт (Extractum radicibus Glycyrrhizae)- описание вещества, инструкция, применени
Солодкового корня экстракт густой – описание препарата, инструкция по применению, отзывы Сырье растительное Солодкового корня экстракт густой (Glycyrrhizae radicis extract...
Сотрясение мозга как распознать, что сделать и как не навредить — Лайфхакер
Признаки сотрясения мозга у ребенка Активные игры, катание на велосипеде, скейте, гироборде — это именно то, что так любят дети,...
Adblock detector