Электронная библиотека ДВГМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

Психология в профессиональной деятельности медицинской сестры

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Профессиональная образовательная организация «Астраханский базовый медицинский колледж» Презентация на тему: «Психология в профессиональной деятельности медицинской сестры

Психология как наука Психология как наука занимает промежуточное место в системе между общественными науками с одной стороны, естественными — с другой, техническими — с третьей. Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание и запутанную речь пациента при общении с ним.

Профессия медицинского работника Профессия медицинского работника — это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, немаловажную роль при этом играет темперамент медицинского работника и его коммуникабельность. Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента.

Задача медицинского работника Русский терапевт М.Я.Мудров детализировал, что «одни люди заболевают от телесных причин, другие от душевных возмущений». Следовательно, задача медицинского работника — понимать психологическую сущность состояния пациента с тем, чтобы снять травмирующее воздействие, порождающее душевное «возмущение», так как его присутствие будет препятствовать и лечению любого недуга. Нужно переориентировать больного на мысли о выздоровлении, пробуждая веру в себя, в свой организм и его защитные силы независимо от этиологии заболевания.

Особенности взаимодействия медицинского персонала и пациента Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником. При общении с пациентом необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, не обижая больного недоверием. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни. Во время общения больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, то есть нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Задача медицинской сестры Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры — сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Представление об идеальной медсестре среди врачей и пациентов диаметрально противоположно: врачу, в первую очередь, нужна рядом — медсестра умелая, а пациенту — медсестра общающаяся.

Отношения медицинского работника и пациента Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента. Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

Синдром эмоционального выгорания Одно из первых мест специальностей, подверженных высокому риску возникновения синдрома эмоционального выгорания, занимает профессия медицинской сестры. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией. Выделяют три типа медсестер, которым угрожает эмоциональное выгорание: -первый тип — «педантичный» — для него характерна добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); — второй тип — «демонстративный» — такие люди стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду; этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; — третий тип — «эмотивный» — к нему относятся впечатлительные и чувствительные люди; их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничат с патологией, с саморазрушением. Условия труда медсестры отличаются определенной спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. Большая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы требуют высокий функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Предупреждение эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: — обучение эффективным стилям коммуникации и методам разрешения конфликтных ситуаций; — тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; — антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на коррекцию самооценки, развитие уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии. Хороший климат внутри коллектива, ощущение адекватной эмоциональной поддержки коллег и администрации — это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищенности, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления. Существуют немало конкретных способов преградить путь синдрому эмоционального выгорания — это: — развитие других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; — поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания; — наличие друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс; — стремление к желаемому, без цели стать победителем в любом случае;

Читайте также:  Обзор и отзывы цельная оболочка семян подорожника Нау Фудс из Айхерб от Now Foods albionka — ЖЖ

Профилактика синдрома эмоционального выгорания — умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности; — открытость новому опыту; — умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и в жизни; — чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы просто для собственного удовольствия; — участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; — периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; — участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой; — хобби, доставляющее удовольствие. Каждой медсестре необходимо обрести современные знания, как предотвратить вредные последствия стресса, изменить свои привычки в соответствии с этими знаниями, что включает здоровый образ жизни и позитивные жизненные установки.

Заключение Наличие психологической подготовки медицинского работника и изучение психологии в системе среднего медицинского образования способствуют существенному повышению качества лечения пациентов и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело смотрящей в будущее.

Психологические знания в работе врача

Врачу для комплексного подхода к здоровью человека наряду с глубокими медико-биологическими знаниями необходимо не менее глубокое знание психического состояния человека. В процессе лечебно-диагностической работы он должен уметь распознавать все стороны психических явлений в норме и патологии, определять соотношения психического и соматического, применять психосоматический подход к здоровью и болезни. Это требование вытекает также из определения здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (1946) как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. Таким образом, необходимо не только восстановление соматического здоровья, но и обеспечение оптимального психологического и социального функционирования больного. Биопсихосоциальный подход применим ко всем заболеваниям, так как любая болезнь дезорганизует психологическое равновесие и социальное функционирование человека. Он особо значим при хронических соматических и психических заболеваниях, психосоматических расстройствах и неврозах. Адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, обусловливает быстроту и качество выздоровления.

В работе врача крайне необходимо знание основных психологических подходов, касающихся личности, существенно различающихся по своим концептуальным основам. На различных теоретических подходах основано разнообразие психологичес­ких воздействий с целью лечения больных или коррекции их поведения. Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача и применяемыми методами лечения. Умение врача учитывать психологические факторы лечения позволяет ему более глубоко оценивать эффективность терапии и делать прогноз болезни.

Медицинская психология изучает вопросы психосоматики, использует психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Медицинская психология тесно связана со всеми клиническими дисциплинами, поэтому изучение основ психологии является одной из важнейших составляющих в профессиональной подготовке медицинского работника. Изучение особенностей психики больного, психологических основ врачебной деятельности, закономерностей межличностных отношений и общения, психологии лечебного процесса является важным разделом медицинской психологии.

На большинство заболеваний, как психических, так и физических, оказывает влияние сочетание биологических, психологических и социальных факторов. При психологическом подходе к заболеванию, использовании в диагностике и лечении заболеваний психологических методов обнаруживаются дополнительные ресурсы, способствующие выздоровлению. Самое непосредственное отношение к выздоровлению больного имеет, прежде всего, проблема психологии больного, ведущее место в которой занимает внутренняя картина болезни, т.е. субъективное восприятие болезни больным.

Концентрация внимания на соматической стороне протекания заболевания, вне анализа его психологического восприятия больным, сложность внутренней картины заболевания, ее многоаспектная обусловленность, амбивалентность переживаний пациента, многообразие отношений больного к заболеванию – все это способствует углублению противоречий между точкой зрения на заболевание врача и самого больного. Человек в ряде случаев рассматривает свою болезнь как трудноизлечимую, неизлечимую. Психология тяжелобольного человека – это мощный барьер между ним и врачом. Преодолеть эти противоречия и этот барьер возможно на пути психологического изучения внутренней картины заболевания.

С учетом внутренней картины болезни можно влиять на возможности выздоровления и улучшения качества жизни. Во время болезни в жизни пациента превалируют отрицательные эмоции. К ним относятся страх, тревога, депрессия, состояние фрустрации, стыд и ряд других. Врач должен уметь ориентироваться в состоянии больного по внешним проявлениям эмоций (мимика, жесты, поза, речь и т.д.). Возникшие у пациента негативные переживания (страхи, отказ от сотрудничества, отчаяние) необходимо корректировать, исправлять, формировать позитивное отношение к ходу и исходу заболевания, к лечащему врачу, медицинскому персоналу. Знание психологии, выявление типа отношения к болезни позволяют управлять мыслями, эмоцией, поведением больного.

Другая область применения психологии – проблема взаимопонимания пациента и врача. Знание психологии врачу необходимо для того, чтобы помочь больному стать участником лечебного процесса, активизировать его направленность на здоровье. Больному, не выполняющему врачебные назначения, трудно добиться устойчивого терапевтического результата. Сотрудничество больного с медицинским работником в процессе лечения является одним из основных условий успеха диагностических и лечебных мероприятий. Отношения с пациентом нужно строить на основе взаимного доверия и взаимной ответственности.

Сотрудничество с больным не достигается в большинстве случаев в связи с деонтологическими нарушениями со стороны врача. Специфические отношения, возникающие между врачом и больным, традиционно изучаются в медицинской этике, а именно в одном из ее разделов – деонтологии, науке о должном. Из представлений о должном складываются нравственные требования, а применительно к врачу они выступают в качестве его обязанностейи общих правил поведения.

Читайте также:  Витамин C для профилактики и лечения простуды Cochrane

Связь между этикой и психологией очень тесная. Если этика разъясняет нравственное значение тех или иных моральных качеств, действий и поступков, то психология раскрывает их психологическую природу и условия формирования, поэтому нужны серьезные психологические знания в этой области. Важнейшее нравственное требование к личности медицинского работника – человеколюбие (гуманизм). Чувство долга является основной чертой личности медицинского работника и обязывает врача делать все качественно и безукоризненно.

Успешность лечебного процесса в значительной мере зависит от профессионального поведения медицинского работника. Врач должен хорошо знать особенности своей эмоциональной сферы, ее сильные и слабые стороны. Необходимо уметь владеть своими эмоциями, дозировать их в нужное время и в адекватной ситуации. Большую помощь в работе оказывает способность сочувствовать, сопереживать другому человеку без опоры на речевые компоненты. Следствием вредного психического воздействия врача на больного может быть психогенная ятрогения. Ведущей причиной возникновения соматических ятрогений, возникающих вследствие вреда, нанесенного лекарствами, механическими манипуляциями, являются врачебные ошибки ввиду проявления безответственного поведения.

Врачебная деятельность сопряжена с большими психоэмоциональными нагрузками, поэтому обязательна профилактика собственного здоровья. Негативное влияние на него оказывают многочисленные факторы. Среди них наиболее опасны хронические стрессы и фрустрации. Нередко в лечебном процессе возникают стойкие негативно окрашенные эмоциональные отношения между пациентом и врачом: ненависть, агрессия со стороны больного, а иногда и коллег. Это требует от врача выработки у себя адекватных защитных механизмов личности, умения владеть собой в трудных ситуациях. Неконструктивное взаимодействие врача с конфликтными больными, их родственниками может привести к так называемому синдрому эмоционального выгорания.

Наряду с этим психология больного включает такую важную проблему, как работа с безнадежными больными, которая тесно связана с вопросами умирания и смерти, страха и тревоги больного, переживающего свою болезнь. Особую проблему составляет работа с детьми.

Следующая значимая для врача проблема – это отношения в медицинском коллективе, между врачами и обслуживающим персоналом, подчиненными и руководителями. Специфика данной проблемы состоит в строгой иерархии взаимоотношений между всеми участниками медицинского коллектива. Проблема коллектива, особенно психологического климата в нем, становится одним из значимых факторов успешного исцеления больного.

В организации нормального лечебного процесса важной является проблема взаимоотношений между врачом и родственниками больного. Учет психологических особенностей людей и работа с ними по созданию положительного психологического климата должна вестись постоянно. Психологические эффекты при попадании в клинику носят название «синдром госпитализации». Здесь особенно вероятны конфликтные ситуации, требующие от врача и выдержки, и терпения, и умения разрешать их, а еще лучше – предупреждать.

Таким образом, анализ профессиональных отношений врача показывает, насколько психологизирована его деятельность, как высоки требования к личности врача. При самом беглом взгляде на профессиональную деятельность врача становятся понятными роль и значение его психологической подготовки.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 9356 . Нарушение авторских прав

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

Медицинскую психологию нельзя рассматривать как самостоятельную науку, поскольку ее предметом, также как и предметом общей психологии, являются психическая жизнь отдельного человека и закономерности межличностного общения. Медицинская психология использует понятийный аппарат и набор методов общей психологии для решения конкретных задач, возникающих в процессе оказания медицинской помощи. Знание этих задач позволяет полнее использовать предлагаемую информацию, увидеть в сухих теоретических утверждениях конкретный практический смысл, оптимальные пути разрешения конфликтов и преодоления стресса.

По своим задачам медицинская психология решительно отличается от такой чисто врачебной науки, как психиатрия. Если психиатрия нацелена на выявление патологических форм реагирования и их лечение, то психология анализирует поведение психически здоровых людей в ситуации болезни и врачебной деятельности. Владение основами психологии по-зволяет увидеть общие для всех людей психические реакции. Такой подход позволяет преодолеть неприятие чужой точки зрения и сформировать чувство доверия между врачом и боль-ным.

Предназначение медицинской психологии совпадает с целью медицины в целом — это стремление к состоянию здоровья, которое означает не только физиологическое, но и психологическое благополучие. Неудовлетворенность результатами лечения сигналH3Hpyej о нездоровье, даже в том случае, если врач не находит объективных признаков болезни. Эта неудовлетворенность заставляет пациента вновь и вновь обращаться к врачам, использовать различные (иногда сомнительные) советы, испытывать на себе лекарства и лечебные методы, которые могут оказаться не только бесполезными, но и вредными.

Психологические знания могут быть использованы в медицине для:

диагностики психосоматических и соматоформных расстройств

экспертизы в случае намеренного сокрытия истины

прогнозирования поведения больного в условиях обсле-дования и лечения

вовлечения больного и его родственников в лечебный процесс

формирования доверия к врачу путем повышения его авторитета

преодоления психологического стресса у самих медицинских работников

формирования благоприятного рабочего климата в медицинском коллективе

психотерапевтического лечения соматических и психических расстройств

облегчения страданий, обусловленных болезнью, у пациента и его родственников

На первый взгляд успех лечения в большей степени зависит от специальных профессиональных знаний и умений врача, чем от его психологической подготовки. Однако психологическая неграмотность может помешать даже самому знающему клиницисту применить свой опыт на практике.

Так, уже на этапе диагностики врачу постоянно приходится сталкиваться как с невольным, так и с намеренным искажением реальных фактов, осторожностью пациента или его предубеждением. Психологически правильно построенная беседа помогает не только обнаружить целенаправленный обман, но и выявить скрытые психологические мотивы возникновения болезни, без знания которых невозможно достичь выздоровления. Большую трудность представляет диагностика так называемых соматоформных расстройств, т. е. психических заболеваний, проявляющихся исключительно соматическими жалобами (маскированной депрессии, истерии, ипохондрии). В любом случае правильный диагноз —это залог успешности как психотерапии, так и лекарственного лечения.

Составляя план обследования и лечения, важно учитывать особенности ситуации и личности пациента с тем, чтобы отклонить те задачи, решить которые будет невозможно или чрезвычайно трудно. Можно быть уверенным, что некоторые методики лечения, требующие особой аккуратности и выносливости, подойдут не любому пациенту. Так, рекомендуемые врачами диеты и комплексы упражнений в большинстве случаев не выполняются. В таком случае врачи обманывают себя, ожидая выздоровления пациентов после назначенного ими курса лечения. Это не позволяет им использовать другие тактики лечения и профилактики (лекарства, оперативное вме-шательство и пр.). Знание особенностей личности пациента позволяет прогнозировать его поведение в лечебной ситуации и предложить такую тактику, которая будет не только патоге-нетически обоснованной, но и выполнимой.

Читайте также:  Амилаза общая в сыворотке

Врачу приходится работать в условиях острой конкуренции мнений. Заболевший человек получает невероятное количество советов от родственников, соседей, коллег, на страницах популярных журналов, из телепередач, от целителей-непро- фессионалов. Обращаясь к врачам, он сталкивается с отсутствием единства во мнениях различных специалистов. Поэтому врач-профессионал должен позаботиться о том, чтобы его точка зрения была наиболее привлекательной, спасла пациента от некомпетентности обывателей. Врач, который обижается на пациента за то, что тот отвергает его советы, вероятнее всего, не замечает своей психологической некомпетентности. Он недостаточно заботится о том, чтобы его мнение было пре-поднесено больным в наиболее выгодной форме, а значит, не-достаточно профессионален. Часто для того, чтобы склонить пациента на свою сторону, приходится призывать в союзники его родных. Если же родственники выступают как противники врача, рассчитывать на успех лечения не приходится.

В последнее время много говорят о коммерческой эффективности медицины. Применение психологических приемов позволяет повысить авторитет официальной медицины, привлечь средства пациентов на поддержание тех лечебных учреждений, которые оказывают реальную помощь в борьбе с заболеванием. Отказ же от применения психологии может привести к тому, что самые лучшие больницы будут лишены средств для своей работы, проиграют в конкурентной борьбе с непрофессиональными и некомпетентными, но психологически одаренными практиками.

Доверие пациентов не возникает мгновенно, создание привлекательного образа врана и сохранение его авторитета — это длительный процесс, который можно сравнить с технологиями создания выгодного имиджа политика.

Привлекательность образа врача во многом зависит от его физического и душевного благополучия. Не случайно появилась крылатая фраза «Врач, излечи себя сам!». Многие специалисты признают чрезвычайную напряженность врачебной деятельности, высокую вероятность стресса. Нередко в состоянии душевного дискомфорта врач пытается использовать свою профессиональную деятельность для того, чтобы решить свои собственные психологические проблемы, уйти от одиночества, побороть в себе комплексы вины и неполноценности. В этом случае интересы больного отступают на второй план.

Неудивительно, что предпринимаемые усилия вылечить пациента не приводят к успеху. Владение техниками психологической разгрузки, умение анализировать свои чувства уберегут врача от подобных ситуаций, помогут ему действовать зрело и разумно.

Врач практически никогда не может помочь больному без своих коллег. Успех лечения зависит от участия медсестер, сиделок, санитаров, лаборантов, регистраторов, врачей-асси- стентов, консультантов, фармацевтов и пр. В этих условиях сохранение благоприятного психологического климата в коллективе становится необходимым условием эффективности лечения. Конфликты, недоверие, пассивное сопротивление со стороны коллег часто бывают результатом неудачного стиля общения, психологической некомпетентности. Стремление разрешить конфликты, найти компромисс всегда вознаграждаются не только уважением, но и поддержкой, которая так необходима для работы.

Важнейший психологический инструмент врача —это психотерапия. Ни у кого не вызывает сомнения, что психотерапия полезна для лечения психического дискомфорта. Однако не следует забывать, что и при соматических заболеваниях психотерапия часто оказывается полезной и эффективной. Так, многие функциональные нарушения (одышка, сердцебиение, дискинезии внутренних органов, колебания артериального давления) могут быть излечены с помощью психотерапии. При органических соматических заболеваниях психотерапия может облегчить страдания пациента. На высокую роль психотерапии указывает тот факт, что при назначении плацебо («пустышки») не менее 20 % пациентов с самыми различными соматическими заболеваниями испытывают выраженное облегчение, а часто и реальное улучшение состояния.

Хотя большинство врачей согласны с тем, что психотерапия может быть полезна их пациентам, не все они готовы самостоятельно применять элементы психотерапии в своей ежедневной практике. Занятость, неуверенность в своих силах, чувство некомпетентности заставляют врачей направлять больных к специалисту-психотерапевту. Такой подход возможен, но часто не лишен недостатков. Направление к психотерапевту часто рождает в пациенте ложное чувство собственной психической неполноценности, вызывает страх, что специалист распознает в жалобах больного признаки психической болезни. Если пациент уверен в том, что его болезнь имеет явный физический субстрат, то слова специалиста, далекого от соматической медицины, скорее всего, покажутся ему легковесными, далекими от целей его пребывания в больнице. Все это приводит к мысли о том, что наиболее эффективной может быть психотерапия, проводимая самим леча- щим врачом, поскольку он пользуется наибольшим доверием пациента.

К сожалению, болезни, которые можно полностью преодо-леть, встречаются в медицинской практике не так часто. По-давляющее число пациентов на приеме у самых различных врачей —это люди с хроническими неизлечимыми заболева-ниями. Лишь некоторые из них могут рассчитывать на фор-мирование ремиссии, многие поддерживают благополучие пу-тем постоянного приема лекарств, а часть больных должны свыкаться с тяжелыми последствиями болезни, которые не-возможно преодолеть. Ежедневно врач должен выслушивать пациентов с утратой физической работоспособности, зрения, памяти, хронической болью. Отказать таким пациентам в по-мощи на том основании, что их болезнь неизлечима,—значит нарушить основной гуманный принцип медицины «Не навре-ди!». Врачи часто забывают, что, даже не вылечив заболевание, они могут существенно улучшить качество жизни пациента, настроив его на реабилитацию, избавив от боли, страха и депрессии, поддержав в трудную минуту приближения смерти.

Приходится сделать вывод, что психология для врача становится не факультативной дисциплиной, а важнейшей составляющей его ежедневной работы, от успеха которой непосредственно зависят результат лечения, благополучие всех участников лечебного процесса, в то время как пренебрежение ею сводит на нет самые искренние намерения помочь пациенту и вернуть ему здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Карвасарский Б. Д. Медицинская психология.—JI.: Медицина, 1982. Кирпиченко А. А., Ладик Б. БПашков А. А. Основы медицинской

психологии.—Минск: Выш. шк., 2001.— 144 с. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине.—Прага, 1983. Кречмер Э Медицинская психология.—М.: Педагогика-Пресс, 1995.-С. 5-328.

Лакосина Я. Д, Ушаков Г. К Медицинская психология.—М., 1984. Лакосина Н. Д, Сергеев И. Л/., Пайкова О. Ф. Клиническая психология.— М.: МЕД-пресс-информ, 2003. Сидоров П. ИПарняков А. В. Введение в клиническую психологию.—М., 2000. Творогова Я. Д Психология.—М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными.— Будапешт, 1988.

Ссылка на основную публикацию
Экстренная установка импланта и протезирование переднего зуба
Экстренная установка импланта зуба и немедленное протезирование Имплантация и протезирование переднего зуба в кратчайшие сроки На фото: отсутствие переднего зуба,...
ЭКГ — признаки ранней реполяризации желудочков (феномен и синдром ранней реполяризации желудочков)
Синдром ранней реполяризации желудочков (СРРЖ) Синдром ранней реполяризации желудочков (СРРЖ) Синдром ранней реполяризации желудочков (СРРЖ) - это электрокардиографический феномен, который...
ЭКГ (электрокардиография) что это такое, ЭКГ в норме, расшифровка обследования
Что такое кардиограмма сердца (ЭКГ) 9 минут Автор: Любовь Добрецова 1644 Основные задачи обследования Методики проведения электрокардиографического исследования Показания к...
Эксфорж инструкция по применению и для чего он нужен, цена, отзывы, аналоги
"Эксфорж": отзывы, тех кто принимал это лекарство, инструкция по применению и состав К препаратам, которые представлены сегодня на фармакологическом рынке...
Adblock detector