Что проверяет невропатолог у новорожденных Педиатрический центр Карудо

Что проверяет невролог в 1 месяц

Квалифицированный детский невролог при первичном обращении к нему делает общий осмотр, который включает в себя: оценку физического развития, наличия пороков развития и стигм (внешние признаки генетических нарушений), оценку психического развития на момент осмотра, проводит детальный сбор анамнеза ( были ли неврологические нарушения в семье и у близких родственников ранее, другие хронические заболевания, не вынашивания беременности, как протекала настоящая беременность, роды, послеродовый период, как ребенок себя ведет, есть ли жалобы у родителей).

Для оценки неврологического статуса невролог определяет симметричность и наличие сухожильных и переостальных рефлексов, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительность, а также наличие характерных рефлексов для новорожденных, которые появляются и угасают в определенные периоды жизни новорожденного, что позволяет судить о правильности его развития.

Какие это рефлексы ?

Рефлекс Моро

Рефлекс Моро — реакция испуга, заключающаяся в отведении рук, разгибании ног и последующем сгибании бедер. Рефлекс существует у всех здоровых доношенных ново­рожденных. Рефлекс Моро свидетельствует о симметричности функционирования нервной системы и сохранности спинного мозга и нижних отделов ствола мозга. Рефлекс Моро обычно угасает в возрасте 4-5 мес.

Асимметричный шейный тонический рефлекс

Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом голо­вы в сторону. Это вызывает разгибание руки на стороне, в которую повернута голова, в то время как на противоположной стороне рука сгибается (так называемая поза фех­товальщика). Он обычно хорошо выражен на 2-3-й неделе после рождения и исчезает в течение первого года 1 жизни.

Перекрестный аддукторный рефлекс и другие пирамидные симптомы

Перекрестный аддукторный рефлекс заключается в двустороннем сокращении мышц, приводящих бедро, при вызывании коленного рефлекса на любой стороне. Этот рефлекс обычно исчезает к 7-8-му месяцу жизни.

Хватательный рефлекс

Xватательный рефлекс выражен с рождения и исчезает на 4-5-м месяце жизни, сменяясь произвольным захва­тыванием предмета, обращенными друг к другу боковыми поверхностями большого и указательного пальцев. Нормальное про­извольное захватывание предмета (подушечками боль­шого и указательного пальцев) формируется к 9-15 мес, что считают значимым признаком нормального развития корковой моторики. Даже у новорожденного ладонь пре­бывает в открытом состоянии приблизительно 50% вре­мени. Если ладонь не раскрывается полностью к возрасту 3 мес, когда ребенок начинает исследовать окружающую обстановку, следует заподозрить поражение нервной системы.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы выражены с рождения и сохраняются обычно до 2 мес. Эти рефлексы вызывают, ставя ребенка ступнями на плоскую поверх­ность, при этом новорожденный распрямляет туловище и «стоит» на полусогнутых ногах, а при небольшом наклоне вперед начинает поочередно совершать ногами шаговые движения, имитируя ходьбу.

Парашютный рефлекс

Рефлекс вызывают, быстро опуская вниз ребенка, нахо­дящегося в горизонтальном положении, вследствие чего он вытягивает руки кпереди с тем, чтобы предотвратить падение; это нормальная поддерживающая реакция. Она ярко выражена в возрасте 6-7 мес. Исследование этого рефлекса позволяет легко оценить двигательное развитие верхних конечностей. Асимметрия рефлекса — возможный ранний симптом поражения нервной системы.

Рефлекс Ландау

Двигательная реакция ребенка, помещенного в горизонтальное положение (спиной кверху), позволяет оценить как ребенок контролирует положение головы и моторным функций: в возрасте 4 мес. он держит голову горизонтально параллельно полу и выгибает спину дугой.

Использование рук

Открытая кисть руки — благоприятный признак нормального развития корковых двигательных функций. Ребенок начинает захватывать предметы всей кистью руки в возрасте 4-5 мес, перекладывать предметы из руки в руку — в 8-9 мес. Сильное доминирование (предпочтительное использование) одной из рук в возрасте до 1 года обычно свидетельствует о наличии патологии.

Рефлекс Бабинского

Рефлекс Бабинского (переразгибания большого пальца стопы при раздражении подошвы) существует с рождения и считается нормальным до тех пор, пока ребенок не начнет стоять. Рефлекс может сохраняться в течение 1-го года жизни.

Общее исследование

Два самых достоверных признака нормального психического развития ребенке грудного возраста — ранне появление способности правильно захватывать предметы [подушечками большого и указательного или среднего пальца] и ранее формирование речи. Правильное захватывание предметов пальцами формируется к возрасту 9-15 мес. Появление одного этого признака считают достаточным доказательством сохранности нервной системы ребенка. Аналогично появление речевых навыков к возрасту 1 года свидетельствует о нормальном пси­хическом развитии ребенка. Тем не менее и некоторые нормальные дети начинают говорить только в возрасте 3-4 лет. Для оценки основных этапов развития ребенка хорошо подходит Денверский тест развития. Данный тест позволяет в процентах оценить степень развития грубой и тонкой моторики, речи, а также личностных и социаль­ных контактов, соотносимых с возрастными периодами в 1 год. Денверский тест развития не предназначен для оценки интеллекта. Точная оценка интеллектуальных функций возможна у детей старше 4-5 лет с помощью формализованного психометрического обследования. Хотя тесты на когнитивные функции, такие, как шкала Бейли для грудных детей, и позволяют получить неко­торые данные о нормальном развитии, их результаты плохо коррелируют со стандартизированными тестами на интеллект, применяемыми у детей 4-5 лет и старше.

Читайте также:  Стоматологический компомер - Dental compomer

Ниже представлены основные этапы развития детей первых 2 лет жизни.

■ 1-3 мес: самостоятельно улыбаются.

■ 6-8 нед: улыбаются в ответ на улыбку взрослых.

■ 4-6 мес: протягивают руку к предметам.

■ 12-16 нед: следят глазами за предметом в диапазоне 180°.

■ 9-15 мес: начинают пить из чашки, формируется пра­вильный захват предмета пальцами.

■ 6 мес: лепечут, имитируют слова.

■ 15-18 мес: комбинируют слова.

■ 2-й год жизни: формируется способность различать цвета.

■ 2-6 мес: могут стоять (удерживать массу тела) с под­держкой.

■ 7-10 мес: самостоятельно сидят.

■ 9-11 мес: могут стоять без поддержки.

■ 9-18 мес: начинает самостоятельно ходить.

О состоянии когнитивных функций более старшего ребенка информацию можно получить в школе, путем анкетирования учителей или с помощью групповых тестов, таких как тест Отиса-Леннона. Использование подобных тестов во время обучения в школе позволяет проводить сравнительную оценку с определенными возрастными группами. Анализ табелей школьной успеваемости позволяет не только получить информацию относительно учебных навыков, но и изучить множество других аспектов, касающихся поведенческой мотивации, внимания и прилежания (посещаемости). Чтобы наилучшим образом оценить специфические интеллектуальные функции, можно прибегнуть к помощи профессионального психолога.

В медицинском центре «Инсайт Медикал» опытный детский невролог оценит состояние развития нервной системы и психики Вашего малыша. Ответит на все волнующие Вас вопросы, предложит оптимальные пути решения сложившихся проблем и если нужно назначит дополнительные методы исследования, квалифицированную схему лечения. В нашем медицинском центре также оказывают помощь опытный логопед, детский психолог, детский массажист, педиатр. А также консультируют детские кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, ортопед, ЛОР.

Наши специалисты высокого уровня квалификации всегда готовы прийти на помощь, чтобы Ваш малыш рос крепким и здоровым.

Невролог детский

Развитие нервной системы плода происходит на протяжении всей беременности – от возникновения нервной пластины до появления сложных рефлексов и механизмов, обеспечивающих контроль над функционированием всех органов и систем новорожденного.

Особенностью организации неврологической помощи в нашей клинике является принцип «преемственности», то есть наблюдение ребенка с момента его пребывания в стационаре с последующим амбулаторным наблюдением после выписки, в условиях Научно-консультативного отделения.

Первый год жизни ребенка является тем фундаментом, на котором строится все дальнейшее развитие малыша. Существуют определенные возрастные сроки, в которые ребенок должен быть осмотрен неврологом.

Первый осмотр в 1 месяц

Первый осмотр в 1 месяц жизни позволяет неврологу оценить степень адаптации ребенка к внешнему миру и выявить первые признаки неблагополучия. Первые попытки зрительного сосредоточения на лице матери и непостоянное прослеживание за предметом, ответная улыбка на голос матери, постепенное угасание рефлексов новорожденных, кратковременное удерживание головы в положении на животе – вот те признаки, которые свойственны психомоторной деятельности малыша в этом возрасте. Именно при осмотре в 1 месяц иногда выявляются признаки определенных заболеваний (метаболических, генетических), ранняя диагностика и своевременная терапия позволяют избежать грубых неврологических отклонений в дальнейшем.

Второй осмотр в 3 месяца

Второй осмотр невролога в 3 месяца жизни позволяет оценить степень угасания рефлексов, свойственных периоду новорожденности и появлению рефлексов, характерных для здорового ребенка этой возрастной группы. Оцениваются: умение уверенно держать голову не только в положении на животе, но и на руках у родителей; способность группироваться при подтягивании его за руки; готовность к перевороту со спины на живот; гуление и оживление в присутствии родителей. Именно в этом возрасте невролог может заподозрить первые симптомы такого грозного заболевания как детский церебральный паралич.

Осмотр в 6 месяцев

Осмотр в 6 месяцев позволяет оценить дальнейшее психомоторное развитие ребенка – в этом возрасте ребенок самостоятельно переворачивается со спины на живот и обратно, пытается вставать на четвереньки, раскачиваться или ползти по-пластунски, некоторые дети самостоятельно присаживаются и сидят. Выражены модуляции голосом, появляются первые слоги. Определенная задержка навыков развития не говорит об обязательном поражении центральной нервной системы, так как каждый ребенок развивается индивидуально, но если ребенок в этом возрасте не удерживает голову, не способен сгруппироваться при тракции за ручки, обеднен эмоционально, это может свидетельствовать о проблемах со стороны нервной системы малыша.

Осмотр в 9 и 12 месяцев

Осмотр невролога в 9 месяцев и в 1 год позволяет оценить степень подготовки ребенка к вертикализации: ползает ли малыш на четвереньках или по-пластунски, встает ли у опоры, пытается ли делать первые шаги вдоль опоры. В этом возрасте появляется активный лепет, возможность манипулирования с мелкими предметами.
Группой пристального внимания невролога являются недоношенные дети. Чем меньше срок гестации (т.е. количество недель от зачатия до момента рождения ребенка), тем менее зрелой является его нервная система. У недоношенных детей, особенно у глубоконедоношенных (рожденных ранее 32 недели гестации и с массой тела при рождении мене 1500 г) неврологическое развитие оценивается с учетом скорректированного возраста. Очень важным является наблюдение невролога, имеющего опыт работы с недоношенными детьми. Это позволяет с одной стороны, избежать гипердиагностику, которая влечет за собой неоправданное назначение лекарственных препаратов, а с другой стороны, дает возможность своевременно выявить признаки определенных заболеваний, приводящих к задержке психомоторного развития и формированию грубых неврологических нарушений.
Во всех случаях при подозрении на наличие неврологической патологии неврологи нашего Центра проведут дополнительные методы исследования: электроэнцефалографии (ЭЭГ) и ЭЭГ-мониторинг сна. Центр располагает возможностью проведения экспертного ультразвукового исследования, компьютерной и магнитно-резонансной томографии головного мозга.

Читайте также:  Гайморит Симптомы Диагностика Лечение

В нашем Центре неврологи наблюдают детей всех возрастных групп (от рождения и до 18 лет).

Основные направления нашей работы:

  • наблюдение недоношенных детей
  • диагностика и лечение различных форм эпилепсии;
  • инсульты
  • черепно-мозговые травмы
  • различные виды нарушений сна
  • головные боли напряжения и мигрень;
  • поражение черепных и периферических нервов;
  • фебрильные судороги
  • аффективно-респираторные приступы
  • опухоли
  • детский церебральный паралич
  • различные генетические и обменные заболевания
  • пороки развития головного и спинного мозга
  • нервно-мышечные заболевания (в том числе миопатии, миодистрофии, амиотрофии);
  • задержка речевого развития;
  • заикание,
  • энурез и энкопрез (недержание мочи и кала), тики,
  • аутизм,
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью и другие нарушения поведения.

В условиях нашего Центра проводится подбор противосудорожной терапии, осуществляется реабилитационная терапия (различные виды массажа, ЛФК, гимнастика, инструктаж родителей по проведению реабилитации в домашних условиях).

Консультативная помощь уролога – НКПО

Консультация детского уролога включает оценку развития мочевыделительной системы у детей, выявление и лечение патологии урогенитального тракта. Основными причинами обращения к детскому урологу служат расстройства мочеиспускания, гнойные выделения из уретры, боли в области паха, травмы промежности, выявление изменений в анализах мочи и др. В зоне особого внимания детского уролога-андролога – репродуктивное здоровье мальчиков и заболевания мужской половой сферы: баланопостит, крипторхизм, гидроцеле, фимоз, пахово-мошоночная грыжа, варикоцеле и др. Детский уролог составляет план обследования (цистоскопия, цистография, УЗИ, анализы и т.д.), назначает и контролирует лечение.

В том случае, если ребенку в периоде новорожденности проводилась хирургическая коррекция врожденных пороков развития мочевыводящих путей (девочки и мальчики), они подлежат динамическому наблюдению.

Детская урология выделена в самостоятельное направление педиатрии не случайно. Согласно статистике, заболеваниями мочевыводящих органов страдает каждый четвертый ребенок; у 60% взрослых уронефрологическая патология берет свое начало в детском возрасте, нередко приводя к необратимым последствиям. С урогенитальной сферой связаны важнейшие функции организма – выделительная и репродуктивная, поэтому с самого рождения мочеполовая система ребенка требует к себе внимания детского уролога и нефролога. Тесный контакт смежных детских специалистов (педиатра, детского хирурга, детского гинеколога, детского уролога-андролога и др.) позволит предотвратить формирование серьезных заболеваний мочеполовой системы в будущем.

Причины обращения к детскому урологу

Согласно регламентирующим распоряжениям, в плановом порядке мальчики и юноши подлежат осмотру детского уролога-андролога в 3, 7, 12, 14, 15, 16 и 17 лет. Однако это вовсе не означает, что в раннем детстве ребенок не нуждается в консультации детского уролога. Оценку строения и функции мочеполовой системы у новорожденных и детей раннего возраста проводят неонатологи, педиатры, детские хирурги, которые в случае необходимости направляют малыша к детскому урологу для углубленного обследования. Наиболее частыми поводами для обращения к детскому урологу у мальчиков в этот период становятся водянка яичка, синехии крайней плоти, крипторхизм, гипоспадия, эписпадия, пахово-мошоночные грыжи.

Неврология у новорожденных — симптомы отклонений и расстройств

Детские неврологические проблемы являются проблемой современного общества. Отрицательные факторы – неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы во время беременности, нерациональное питание, сказываются на состоянии нервной системы младенцев. Неврология у новорожденных, по данным исследований ВОЗ, наблюдается примерно у четырех из пяти младенцев.

Неврология у новорожденных

Особенности детской нервной системы

Нервная система ребенка начинает развиваться еще во внутриутробном периоде. Доктор Комаровский указывает на такие ее основные особенности:

  1. К концу внутриутробного периода нервная система уже полностью сформирована.
  2. Ребенок рождается с незрелой нервной системой.
  3. Развитие ткани головного мозга происходит после рождения.
  4. Мозг новорожденного имеет почти все извилины.
  5. Наиболее зрелым к моменту рождения является спинной мозг.

Обратите внимание! При рождении масса мозга составляет ¼ веса мозга взрослого человека. К концу второго года она достигает 80% от массы взрослого мозга.

Читайте также:  Список врачей на медицинском портале о здоровье EUROLAB

Основные рефлексы новорожденных

У новорожденных проверяют такие основные группы рефлексов:

  1. Корневой. Если прикоснуться к уголкам губ, то малыш поворачивает головку и открывает рот.
  2. Сосательный. При прикосновении к губам наблюдаются ритмичные движения.
  3. Хватательный. При поглаживании детской ладони пальцы сжимаются в кулачок.

  1. Ладонно-ротовой. При надавливании на ладонь малыш открывает рот, наклоняя головку.
  2. Рефлекс Моро. При ударе по поверхности, где лежит грудной ребенок, он разводит руки в стороны, потом делает обхватывающее движение.
  3. Защитный. Если положить ребенка на живот, то он поворачивает голову в сторону.

Симптомы неврологии у грудничков

Неврологическая симптоматика у новорожденных может проявляться в:

  • повышенной нервной возбудимости;
  • дрожании конечностей;
  • частых срыгиваниях;
  • двигательных нарушениях;
  • расстройствах сна;
  • повышениях тонуса мышц;
  • нарушении регуляции внутричерепного давления.

Наблюдаются и признаки заболеваний вегетативной нервной системы:

  • судороги;
  • наличие мраморного оттенка кожи;

Мраморность кожи у новорожденного

  • влажные и холодные конечности;
  • повышенная чувствительность к смене погодных условий.

Появление симптомов неврологии у новорожденных является поводом для немедленного обращения к врачу.

Причины развития патологи

Основными причинами развития неврологических заболеваний у малышей являются:

  • родовая травма;
  • кислородное голодание;
  • осложненные роды;
  • токсикоз женщин во время беременности;
  • неблагоприятная наследственность.

Основные виды заболеваний

Вот какие неврологические заболевания бывают у новорожденных чаще всего:

  1. Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Оно развивается на фоне гипоксии плода во время беременности.

Опасно! Тяжелое кислородное голодание плода повышает риск нарушений интеллекта, детского церебрального паралича или судорожного синдрома.

  1. Родовые травмы. К ним относятся все неврологические расстройства у новорожденных, появившиеся после прохождения ребенка по родовым путям.
  2. Гидроцефалия. Это избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Заболевание приводит к деформациям черепа.

Когда можно заметить нарушения

Если подозревается неврология у грудничков симптомы ее могут проявляться уже с первых недель жизни. Уже в это время можно заметить:

  • отсутствие сосательного рефлекса;
  • отсутствие защитного рефлекса;
  • угнетение реакции автоматической ходьбы;
  • отсутствие зажимания предмета или пальца;
  • асимметричность рефлекторного ответа в ногах;
  • патологическое выпирание родничка.

До года можно заметить такие признаки неврологии у грудничков:

  • мраморность кожи, наличие полос на ней (этот симптом является физиологичным в первые годы жизни);
  • ускоренный рост головы;
  • косоглазие.

К чему приводит промедление

Неврологические проявления у новорожденных не всегда бывают ярко выраженными. Иногда заметить развитие серьезного заболевания может только врач. Опасность игнорирования симптомов неврологических заболеваний в том, что они приводят к прогрессированию патологий.

Ряд проявлений неврологического заболевания требует немедленного врачебного вмешательства.

Невролог для грудничка

Осмотр ребенка детским неврологом необходим для оценки общего состояния малыша и сбора анамнеза. Врачу во время приема важна такая информация:

  • какая по счету беременность, и не было ли у матери вредных привычек;
  • наличие заболеваний во время беременности;
  • была ли угроза ее прерывания;
  • не было ли токсикоза.

При общем осмотре ребенка до года оцениваются:

  • форма и размер черепа;
  • размер большого родничка;

Родничок у ребенка

  • аномалии развития ушных раковин, глаз.

Важно! Детский невролог должен осматривать ребенка в возрасте 1, 3, 6 мес. Если малыш развивается без отклонений, то следующий осмотр на предмет симптомов заболеваний по неврологии у детей до года должен произойти в 12 месяцев. В случае отклонений в развитии невролог для грудничка должен вызываться каждый месяц.

Также особое внимание уделяется безусловным рефлексам. После 3, максимум 4 месяцев они должны постепенно угасать. Наличие неврологических симптомов у младенцев, связанных с патологическими безусловными рефлексами, является поводом для госпитализации в детское отделение.

При достижении одного месяца

Невролог следит, появились ли у ребенка характерные признаки, свидетельствующие о нормальном развитии. В одномесячном возрасте карапуз должен удерживать на короткое время головку, лежа на животике, фиксировать взгляд на ярком предмете или лице матери. В этом же возрасте младенец начинает гулить.

При достижении трех месяцев

Невролог фиксирует, как в трехмесячном возрасте ребенок может длительно удерживать голову. Он начинает самостоятельно переворачиваться на спину, хватать игрушки в руки и рассматривать их.

В полугодовалом возрасте

В это время ребенок способен откликаться на имя, различать своих и чужих, активно лепетать, становиться на четвереньки. Также он пытается садиться. Невролог должен следить за всеми изменениями.

Дети постарше

К 9-месячному возрасту врач должен зафиксировать такие изменения:

  • малыш может стоять, держась за опору;
  • приседать;
  • выполнять самые простые просьбы.

Диагностика заболевания у грудных малышей

Для диагностики новорожденного невропатолог применяет такие исследования:

  1. Допплерографию. Она позволяет визуализировать работу сосудов головы, шеи.
  2. УЗИ сосудов.

УЗИ сосудов ребенку

  1. ЭхоЭГ. С ее помощью регистрируют электрическую активность головного мозга.
  2. Компьютерная или магнито-резонансная томография позволяет получить полную картину работы мозга.

Детские болезни нервной системы следует диагностировать и лечить как можно раньше. Только так развитие ребенка будет полноценным. Промедление с началом лечения неврологии у младенцев вызывает серьезные осложнения.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Что показывает анализ на цитологию, сколько он делается, как расшифровать результаты
Цитологическое исследование мазка: Что может рассказать исследование, расшифровка результатов. Срок выполнения анализа Каждый год увеличивается число заболеваний, которые атакуют женщин...
Что нужно знать о бешенстве — Объявления — Официальный сайт города Новочеркасска
Развитие бешенства у человека Адрес: 628400, РФ, ХМАО - Югра, город Сургут, пр. Комсомольский, 10/1 sgkp2@surgp2.ru Поиск Карта сайта Карта...
Что нужно знать о гриппе симптомы, лечение, профилактика Региональное информационное агентство «Вре
ОРВИ и грипп в России в 2020-м: симптомы, лечение и профилактика Более четверти регионов России затронула эпидeмия острых вирусных респираторных...
Что показывает иммунограмма у детей Расшифровка в таблице и особенности иммунной системы детей, стои
Иммунная система у детей Дата публикации: 23 мая 2018 . Врач лабораторной диагностики (зав. лабораторией) Г.Н. Полевечко Бытовавшее ранее представления...
Adblock detector